Дубровский главные герои и их краткая характеристика. Главные герои романа «Дубровский

Кирила Петрович Троекуров

Старинный русский барин, богатство + знатный род =>большой вес в губерниях. Соседи угождали любому его капризу, чиновники трепетали при его имени, КП принимал это как должное. Его дом всегда был полон гостями. В домашнем быту КП выказывал все пороки человека необразованного. Необыкновенная физическая сила, но периодическое обжорство и вечера навеселе. С крестьянами строг и своенравен, они тщеславились его богатством и славою => терпели. Всегдашнее занятие – разъезды около владений, пиры и проказы. Дочь Марья Кириловна. Ездил в коляске шестернею.

После обретения новых земель, его гложит совесть: «от природы не был он корыстолюбив, желание мести завлекло его слишком далеко, совесть его роптала», «победа не радовала его сердце». Он решил помириться со старым другом, уничтожить и следы ссоры, возвратить АГ его достояние.

После ситуации с медведем и Дефоржем: «с той минуты он Дефоржа полюбил и не думал уж его пробовать».

Его имение – Покровское.

Широкое озеро, речка, извивающаяся между холмами, густая зелень рощи, бельведер (легкая постройка – вышка, надстройка над зданием) огромного каменного дома, пятиглавая церковь и старинная колокольня, деревенские избы с огородами и колодезями..

Андрей Гаврилович Дубровский

Владел 70ю душами. Нетерпеливый и решительный характер. Вышел в отставку из-за проблем со здоровьем, поселился в своей деревне. Остался беден и независим. Сын Владимир Андреевич. Все удивлялись смелости АГ. Держал 2х гончих и одну свору борзых. Опытный и тонкий ценитель псовых достоинств, безошибочный решитель всевозможных охотничьих споров. После суда лежит в постели, здоровье его всё хуже и хуже. При встрече с Владимиром насилу передвигал ноги, вышел с колпаком и в халате.

Видит Троекурова вдалеке, бьет паралич.

Сходства героев : женились по любви, скоро овдовели, воспитывали по ребенку.

Причина ссоры героев . Охота у Троекурова КП. Ситуация с псарем.

При виде гончих Дубровский говори: «псарня чудная, вряд ли людям вашим житье такое ж, как вашим собакам». Псарей обиделся и ответил: «Мы на свое житье…не жалуемся, а что правда, то правда, иному и дворянину не худо бы променять усадьбу на любую здешнюю конурку. Ему было бы б и сытнее и теплее». Дубровский отказывается приехать к Троекурову, тот обижается, АГ присылает письмо – не намерен больше приезжать к Вам, пока «не вышлите мне псаря Парамошку с повинною».

Его имение – сельцо (!) Кистёновка.

Березовая роща и серенький домик с красной кровлею. Двор, некогда украшенный тремя цветниками, обращен был в некошеный луг, на котором паслась опутанная лошадь. Ветхое крыльцо дома.

Развитие ссоры.

Проезжая по своему владению, АГ слышит удары топора в березовой роще, треск повалившегося дерева. Люди Троекурова осмелились шалить в пределах его владений. АГ решает проучить пленников прутьями, лошадей отдать в работу. Троекуров, узнав обо всем, решает разорить Кистёновку (имение Дубровского) дотла и осадить самого помещика в усадьбе.

Имение Дубровского когда-то принадлежало Троекуровым, но было куплено неким Спицыным и продано потом отцу Дубровского.

АГГ получает через 2 недели из города приглашение доставить немедленно объяснение насчет его владения сельцом (!) Кистёновкою.

Суд утвердил имение в 186 душ за Троекуровым.

Шабашкин .

Благоговеет перед Троекуровым, отвешивает ему поклоны, ожидает его приказаний. «в том-то и сила, чтобы безо всякого права отнять имение». Хлопотал за Троекурова, действовал от его имени, стращал и подкупал (!) судей, толковал вкривь и впрямь всевозможные указы.

Орина (А) Егоровна Бузырева.

Добрая старуха, некогда ходившая за сыном Дубровского. Смотрела за больным АГ, как за ребенком. Решила уведомить младшего Дубровского обо всем. Не желает перейти во владение Троекурова: «у него там и своим плохо приходится, а достанутся чужие, так он с них не только шкурку, да и мясо-то отдерет».

Владимир Андреевич Дубровский .

23 года, служит в одном из гвардейских пехотных полков, находился в Петербурге. Воспитывался в кадетском корпусе, был выпущен корнетом в гвардию. Был расточительным и честолюбивым, позволял себе роскошные прихоти, играл в карты и входил в долги, не заботился о будущем, предвидел себе богатую невесту. Отец отправлял ему все, ничего не щадил для своего чада. Лишился матери с малолетства, почти не знал своего отца, так как в возрасте 8 лет был привезен в Петербург. Но тем более он любил семейную жизнь. «мысль потерять отца своего тягостно терзала его сердце, а положение бедного больного, которое угадывал он из письма своей няни, ужасало его». Через 3 дня был на большой дороге.

Выгоняет приехавшего мириться Троекурова.

Во время похорон: он не плакал и не молился, но лицо его было страшно.

Дома он движением и усталостью старался заглушить душевную боль, уходил в чащу деревьев. «сучья поминутно задевали и царапали его; ноги его поминутно вязли в болоте, НО ОН НИЧЕГО НЕ ЗАМЕЧАЛ». Мрачные мысли теснились в его душе. Он чувствовал свое одиночество, будущее являлось покрытым грозными тучами.

Решает сжечь имение: «давайте сюда сена и соломы…подложите под крыльцо…огню!». Красный дым вился над крышей, затрещали стекла, сыпались, пылающие бревна стали падать. Остались груды углей.

Ситуация с кошкой. Во время пожара замечает кошку, бегавшую по кровле сарая. Она не могла спрыгнуть. Ребята это видели и смеялись. Владимир: «Чему смеетесь, беснята?! Божья тварь погибает, а вы сдуру радуетесь». Он поставил лестницу и полез за ней. Спас.

Образ его матери : «живописец представил её облокоченною на перила, в белом утреннем платье с алой розою в волосах». Во время турецкого похода, писала письма АГ в армию. Описывала свою пустынную жизнь, занятия, сетовала на разлуку, призывала мужа домой, в свои объятия. Описывала здоровье Владимира, радовала его ранним способностям и предвидела для него счастливую и блестящую будущность.

Банда разбойников . Не было безопасности ни на дорогах, ни в деревнях. Несколько троек разъезжало по всей губернии; они останавливали путешественников и почту, грабили помещичьи дома и предавали их огню. Начальник шайки славился умом и отважностью, великодушием. НО! они не прикасались к поместью Троекурова.

Приметы Владимира Дубровского: от роду 23 года, роста среднего, лицом чист, бороду бреет, глаза имеет карие, волосы русые, нос прямой. Приметы особые - таковых не оказалось.

Француз-учитель / Дефорж.

Приятная наружность и простое обращение. Троекуров решает над ним пошутить: отправляет в комнату, где был привязан медведь. Гость должен был найти безопасный угол и там спрятаться, но перед этим медведь его царапал и бил лапами. Француз не смутился, не побежал и ждал нападения. Он вынул из кармана маленький пистолет, вложил его в ухо голодному зверю и выстрелил. «я не намерен терпеть обиду, за которую не могу требовать удовлетворения». Его наружность обличала храбрость и силу. Признается Марии, что он Дубровский!

Вам не надобно меня бояться. Всё кончено. Я ему простил…вы спасли его…вы прошли мимо меня, как небесное видение, и сердце моё смирилось. Я отказался от мщения, как от безумства.

Марья Кириловна/Маша Троекурова .

Не обратила никакого внимания на француза. Была воспитана в аристократических предрассудках. Учитель для нее был род слуги или мастерового – не казался ей мужчиной. Имела прекрасный голос и большие музыкальные способности.

Увидела храбрость Дефоржа, его гордое самолюбие, стала сказывать учителю уважение, которое становилось все внимательнее. Маша влюбилась в него, сама себе еще в том не признаваясь. Она скучала без него. В его присутствии поминутно занималась им, всегда хотела знать его мнение, всегда с ним соглашалась. Она была еще не влюблена, но при первом случайном препятствии или незапном гонении судьбы пламя страсти должно было вспыхнуть в ее сердце.

Невеста Верейского: «голова ее томно клонилась под тяжестью бриллиантов; она слегла вздрагивала, когда неосторожная рука укалывала ее, но молчала, бессмысленно глядела в зеркало». Она чувствовала холодный поцелуй немилого супруга…и все еще не могла поверить, что жизнь ее была навеки окована, что Дубровский не прилетел ее освободить.

«Поздно, я обвенчана. Я жена князя Верейского». «я согласилась, я дала клятву, князь мой муж, прикажите освободить его и оставьте меня с ним. Я не обманывала. Я ждала вас до последней минуты…но теперь, говорю вам, теперь поздно. Пустите нас».

Антон Пафнутьич Спицын .

Толстый мужчина лет 50ти с круглым и рябым лицом, украшенным тройным подбородком. Богомолен, любитель покушать. Именно он «показал», что Дубровские владеют Кистёновкой безо всякого на то права. Покойник обещал с ним по-свойски переведаться. Сын сдержит его слово. Разграбили его амбар, скоро и до усадьбы доберутся. «дома живешь свинья свиньей, никого не принимаешь, своих мужиков обдираешь, знай копишь, да и только». Сидел пасмурен и молчалив, ел рассеянно и казался крайне обеспокоенным. Разговоры о разбойниках взволновали его воображение.

Анна Савишна Глобова .

Простая вдова, всеми любимая за добрый и веселый нрав. Ограбили приказчика, который должен был доставить ее сыну 2000 рублей.

Верейский .

Около 50ти лет, казался гораздо старее. Излишества всякого рода изнурили его здоровье и положили на нем свою неизгладимую печать. Наружность его была приятна, замечательна, привычка быть всегда в обществе придавала ему некоторую любезность с женщинами (особенно). Рассеянный и часто скучающий. Любил английские сады, немного прихрамывал от усталости. «старый волокита» был поражен красотой Марии Кириловны. Был оживлен ее присутствием, был весел и успел несколько раз привлечь ее внимание любопытными своими рассказами. Мария с удовольствием слушала льстивые и веселые приветствия светского человека.

Князь, две звезды и 3000 душ родового имения.

Сватовство. Свадьба.

Владимир и Мария .

Он надевает ей на палец кольцо: «Если решитесь прибегнуть ко мне, принесите кольцо сюда, опустите его в дупло этого дуба».

…………..Никто не знал, куда он (Дубровский) девался…грозные посещения, пожары и грабежи прекратились. Дороги стали свободны. По другим известиям узнали, что Дубровский скрылся за границу.

О романе. Роман написан А. С. Пушкиным на основе истории одного бедного русского дворянина, земли которого были несправедливо отобраны, а ему пришлось стать разбойником. Этот случай вдохновил Пушкина на создание произведения в жанре авантюрного романа. Образ и характеристика Дубровского младшего с цитатами, помогут разгадать загадку незавершенности романа и выявить его основную мысль.

Первая встреча с Владимиром

Владимир Андреевич Дубровский – молодой дворянин, офицер, который очень рано потерял мать. Ребенком его отправили на обучение в Петербург. "...Владимир Дубровский воспитывался в Кадетском корпусе и выпущен был корнетом в гвардию..." . Молодой человек ведет веселую жизнь на средства родителя, предаваясь развлечениям и азартным играм. Его мало заботят вопросы о будущем, все, чего он хочет от жизни – удачно жениться. «…Будучи расточителен и честолюбив, он позволял себе роскошные прихоти; играл в карты и входил в долги, не заботясь о будущем и предвидя себе рано или поздно богатую невесту, мечту бедной молодости» .

Письмо о тяжелом состоянии отца всколыхнуло в нем сыновние чувства, и он отправился домой, в Кистеневку. Здесь он переживает две страшные потери: умирает Андрей Гаврилович, а родовое имение переходит в руки человека, повинного в этом. Испытания помогают характеру Дубровского раскрыться, проявляется невероятная сила духа. Высокое чувство дворянской чести, унаследованное от отца, толкает его на путь мщения. Он не желает, чтобы его дом попал в руки Троекурова, и принимает решение сжечь его дотла. Не ведая, что в помещении заперты судебные исполнители, он вместе со своими крестьянами воплощает задуманное в жизнь. Вследствие этого чиновники погибают. Понимая, что теперь пути назад нет, Владимир с некоторыми своими крестьянами, которые отказываются переходить к Троекурову, организует шайку и уходит в лес. Отныне все его помыслы и дела направлены на месть всем богатым и жестоким помещикам.

Благородный разбойник

Владимир Дубровский, как справедливо указывают исследователи, во многом схож с образом благородного разбойника, героя западноевропейской литературы. Это сходство проявляется в том, что, желая отомстить, молодой Дубровский сжигает за собой все мосты, сознательно становится человеком, преследуемым законом. Он грабит только богатых и подлых помещиков, при этом проявляет благородство по отношению к бедным дворянам (история Анны Савишны Глобовой). Образ молодого разбойника у многих вызывает симпатии, особенно у женского пола. «Многие из них втайне ему доброжелательствовали, видя в нем героя романического…» .

Испытание любовью

Дубровский проникает в имение своего врага под видом другого человека, входит в доверие к самому Троекурову, поражая своей смелостью и хладнокровием в схватке с медведем. Владимир влюбляется в дочь своего врага, Марию Кирилловну. Возникает конфликт между чувством личной мести и любовью. И он оставляет мысли об отмщении Троекурову, делая свой выбор в пользу нежных чувств. «Я понял, что дом, где обитаете вы, священ, что ни единое существо, связанное с вами узами крови, не подлежит моему проклятию. Я отказался от мщения, как от безумства» . Он готов сделать все для счастья Маши, но не успевает спасти ее от ненавистного брака. Ему приходится удалиться, оставив Машу со старым мужем.

Неоконченный роман

Образ Владимира, созданный Пушкиным, олицетворяет собой личность, не предрасположенную к незаконной деятельности, но вступающую на этот путь под давлением обстоятельств. Но к финалу произведения он осознает неправомерность своих действий и просит сообщников раскаяться и бросить это дело. «Он собрал всех своих сообщников, объявил им, что намерен навсегда их оставить, советовал и им переменить образ жизни. «Вы разбогатели под моим начальством, каждый из вас имеет вид, с которым безопасно может пробраться в какую-нибудь отдаленную губернию и там провести остальную жизнь в честных трудах и в изобилии. Но вы все мошенники и, вероятно, не захотите оставить ваше ремесло».

Центральный персонаж, единственный сын Андрея Гавриловича, потомственный дворянин, молодой, образованный корнет и выпускник Кадетского корпуса. Ему было 23 года, когда он узнал о том, что его отца незаконно лишили родового имения. После перенесенных тяжб отец Владимира впал в тяжелое состояние, а затем и вовсе скончался. Все крестьяне, работавшие у Дубровских, отказались служить новому барину Троекурову и остались служить Владимиру. Тогда, решив отомстить за отца, он организовал разбойничью шайку, которая держала в страхе всех окрестных помещиков.

Главная героиня романа, возлюбленная Владимира Дубровского, 17-летняя дочь помещика-самодура Троекурова. Она воспитывалась отцом, много времени проводила в одиночестве. С Машей вместе в доме рос и брат Саша – внебрачный сын Троекурова от гувернантки. Отец Маши был знатный и богатый дворянин, известный в округе своим своенравием и самодурством.

Один из главных отрицательных персонажей в романе, богатый помещик-самодур, отец Маши Троекуровой. Троекуров настолько избалован деньгами и своим знатным положением, что ведёт себя распущено и вольготно. Он осознает свою власть над людьми и любит помыкать ими. Все соседи его побаиваются, кроме отставного поручика Дубровского. Тот с ним в дружеских отношениях и не лебезит перед ним, за что Троекуров его и уважает.

Один из поместных дворян в романе, отец главного героя Владимира Дубровского, отставной поручик гвардии, друг и сосед Троекурова. Несмотря на то, что он с Троекуровым ровесник, рождён в одном сословии, воспитан в одном духе, этот помещик иначе относится к крепостным, имеет другие интересы и наклонности. Он не прозябает в пьянстве и обжорстве, не разбрасывается деньгами, не издевается над подневольными и не притесняет крестьян.

Второстепенный персонаж в романе, подкупный заседатель суда, знакомый Троекурова. Это маленький человек в кожаном картузе и фризовой шинели, который был обязан следить за соблюдением законов. Однако он охотно сам нарушал их, подлизываясь в Кириле Петровичу Троекурову и ожидая от него новых указов.

Второстепенный персонаж в романе, пятидесятилетний старик, друг Кирила Петровича Троекурова. Несмотря на то, что князю было около 50 лет, он казался намного старше. Его здоровье было изнурено всякого рода излишествами. Однако наружность у него была приятная, особенно для женщин, с которыми он был так любезен в свете. По натуре это был человек рассеянный и скучающий.

Дефорж

Эпизодический персонаж, француз, ехал наниматься учителем-гувернёром для Саши Троекурова за 3000 рублей в год. Он был беден, имел из вещей только небольшой чемоданчик. Случайно встретил Владимира Дубровского у смотрителя, ожидая лошадей. Он рассказал ему, что едет к ужасному Троекурову, но деваться ему некуда, так как у него есть старушка мать, деньги очень нужны. Дубровский предложил ему 10 000 рублей за все его бумаги, а также за честное слово, что он сразу же отправится домой в Париж. Дефорж, был сильно изумлён, но согласился.

Егоровна

Эпизодический персонаж, няня Владимира Дубровского, которой пришлось ухаживать за его отцом, после перенесённого потрясения в суде. Именно она отправила письмо Владимиру, что отец в очень плохом состоянии. После сожжения усадьбы ушла вместе с Дубровским.

Саша Троекуров

Эпизодический персонаж, внебрачный сын Троекурова, имел француза-учителя Дефоржа, которым на самом деле был Владимир Дубровский. Любил свою сестру Машу, в конце книги пытался ей помочь, но не получилось.

Архип

Эпизодический персонаж, кузнец, хотел зарубить подъячих топором, которые приехали к Дубровским оглашать приговор суда о переходе усадьбы и крепостных к Троекурову. Дубровский его отговорил, но кузнец всё же добился своего, закрыв их на ключ, после поджога дома.

Глобова, Анна Савишна

Эпизодический персонаж, вдова, добрая и весёлая женщина с писклявым голосом. Она отправила приказчика на почту отправить 200 рублей своему сыну, армейскому офицеру, но приказчик вернулся домой без денег и заявил, что его ограбил Дубровский. Вскоре выяснилось, что он просто встретил Дубровского, но денег тот не взял.

Исправник

Эпизодический персонаж, занимался поисками Дубровского. Преклонялся перед Троекуровым и во всём с ним соглашался.

Парамошка

Эпизодический персонаж, работник псарни Троекурова. Оскорбил Андрея Дубровского злой шуткой, после которой тот уехал домой, а на утро прислал письмо, в котором требовал прислать к нему Парамошку для наказания или помилования. Троекуров отказался, и после этого у них началась вражда.

Тимошка

Эпизодический персонаж, штаб лекарь при псарне Кирила Петровича Троекурова.

Секретарь

Эпизодический персонаж, секретарь в суде, которого сильно толкнул Андрей Дубровский, что тот упал.

Харитон

Эпизодический персонаж, повар у Дубровских, единственный грамотный слуга. Именно он написал под диктовку Егоровны письмо Владимиру Дубровскому о плохом состоянии его отца.

Гриша

Эпизодический персонаж, камердинер Владимира Дубровского.

Антон

Эпизодический персонаж, кучер Дубровских, служивший у них ещё с детских лет Владимира. Встретил его на станции и рассказал о том, что Троекуров отбирает имение, а крепостные ни за что, не пойдут к нему в услужение.

Митя

Эпизодический персонаж, рыжий мальчик, который был дежурным около дупла, через которое переписывались Маша и Дубровский. Он поторопился взять кольцо, принесённое Сашей, и был пойман. Из-за этого Дубровский не успел освободить Машу от невольного брака с князем Верейским.

Отец Антон, попадья Федотовна, дьячок

Церковнослужащие, присутствовали при похоронах Андрея Дубровского и делали все причитающие в этом случае обряды.

Подъячие

Приехали в усадьбу Дубровских с решением суда о переходе её к Троекурову. Вели себя нагло, так что мужики хотели их побить. От страха они заперлись в доме, чтобы переждать до утра. Дубровский решил сжечь дом, но дверь оставить открытой, чтобы они могли выйти. Но кузнец Архип ослушался Владимира и запер дверь. В результате они все сгорели заживо.

В основу повести легла история, рассказанная Пушкину Нащокиным, о бедном белорусском дворянине Островском. Он затеял тяжбу с богатым соседом, и хотя правда была на сторо­не Островского, его имение досталось богатому соседу, подку­пившему судей. И помещик Островский становится разбойни­ком и грабит богачей.

Островский стал прототипом Владимира Дубровского. В восьмилетнем возрасте он был привезен в Петербург. Вос­питывался в Кадетском корпусе и был выпущен корнетом в гвардию. Он служил в одном из гвардейских пехотных пол­ков. Отец не щадил денег на его содержание. Владимир был расточителен, играл в карты, «позволял себе роскошные при­хоти», «входил в долги» и мечтал о богатой невесте. С отцом Владимир общался мало. Но ссора его отца, Андрея Гаврило­вича, с помещиком Троекуровым изменила его жизнь. Узнав о болезни отца, Владимир упрекал себя в преступном бездей­ствии. Мысль потерять отца терзала его сердце. Он даже ре­шил подать в отставку, если болезнь отца потребует его при­сутствия. Владимир нашел отца в тяжелом состоянии, узнал о его тяжбе с Троекуровым. Через несколько дней после при­езда сына Андрей Гаврилович умер. И Владимир решил ото­мстить Троекурову.

Пробравшись в дом помещика в образе француза-учителя, наш герой познакомился с Машей Троекуровой. Через неко­торое время он в этой семье нашел любовь и уважение, и же­лание мстить исчезло. «Все любили молодого учителя. Ки­рилла Петрович - за его смелое проворство на охоте, Мария Кирилловна - за усердие и робкую внимательность, Саша - за снисходительность к его шалостям, домашние - за доброту и щедрость».Дубровский очень ранимый человек с пылким сердцем и доброй душой. Он с любовью и заботой относится к своему отцу, к родному дому, к домашним и слугам. Он нежно и преданно любит Машу. Даже прощает своего соперника, князя Верейского. Чувство любви и собственного достоинства спа­сает его от разрушительной силы ненависти и безумства мщения.

Владимир был смелым, умным, находчивым, решительным, благородным. Чувство мести не взяло верх над его добротой, щедростью, благородством. Поджигая свой дом, Владимир ве­лел двери оставить открытыми, чтобы люди, оставшиеся в доме, могли спастись. Даже став разбойником и занимаясь грабе­жами, он пользовался уважением простых людей и других помещиков.

«Это странно, - говорит генерал вдове Анне Глобовой, - я слыхал, Дубровский нападает не на всякого, и в убийствах ник­то его не обвиняет...

Он сам был гвардейским офицером, он не захочет обидеть товарища».

«О, как должен я ненавидеть того - но чувствую, теперь в сердце моем нет места ненависти». Владимир Дубровский под влиянием некоторых обстоятельств и людей изменился: на­учился любить и прощать, уважать себя и других. Именно это и вызывает уважение в главном герое.

Роман «Дубровский» А.С. Пушкина является наиболее известным русским разбойничьим романом, созданном в духе популярного в Англии, Франции и Германии XVIII-XIX веков жанре литературного сочинения, в центре которого находится образ благородного разбойника.

В основе романа лежит мысль о моральном разложении русского дворянства и его противостоянии простому народу. Раскрыты темы защиты чести, семейного бесправия, крестьянского бунта.

История создания

Роман в 3-ех частях был начат Александром Пушкиным (1799 - 1837) после окончания работы над сочинением «Повести Белкина» осенью 1832 года.

Пушкин написал из задуманной трехтомной работы только 2 тома, второй из них был закончен в 1833 году, то есть работа над романом шла довольно быстро. Третий том так и не был начат.

Первая публикация сочинения состоялась спустя 4 года после гибели поэта на дуэли в 1841 году. Пушкин не оставил в рукописи названия романа и ему было предпослано название по имени главного героя «Дубровский».

Основой для произведения стал случай, рассказанный поэту его товарищем Нащокиным. Согласно рассказу помещик Островский, разоренный по вине высокопоставленного соседа, собрал своих крепостных и создал разбойничью банду. История заинтересовала Пушкина, как реалистичная основа для прозаического сочинения.

Анализ произведения

Основной сюжет

(Иллюстрация Б. М. Кустодиева "Троекуров выбирает щенят" )

Помещики Троекуров и Дубровский, отец главного героя Владимира, являются соседями и дружат. Ряд конфликтных ситуаций разводят друзей друг от друга и Троекуров, пользуясь своим особым положением, заявляет права на единственное имение соседа. Дубровский не в силах подтвердить свое право на имение и сходит с ума.

Приехавший из города сын Владимир находит отца при смерти. Вскоре старший Дубровский умирает. Не желая мириться с несправедливостью Владимир сжигает имение вместе с чиновниками, которые приехали оформлять его на Троекурова. Вместе с преданными крестьянами он уходит в лес и наводит ужас на всю округу, однако, не трогая людей Троекурова.

На службу в дом Троекуровых едет учитель-француз и благодаря подкупу Дубровский занимает его место. В доме врага он влюбляется в его дочь Машу, которая отвечает ему взаимностью.

Спицын опознает в учителе-французе разбойника, который обокрал его. Владимиру приходится скрываться.

В это время отец выдает Машу замуж за старого князя против воли. Попытки Владимира расстроить брак не дают успеха. После венчания Дубровский и его банда окружают карету молодых и Владимир освобождает возлюбленную. Но она отказывается идти с ним, так как уже обвенчана с другим.

Власти губернии делают попытку окружить банду Дубровского. Он решает прекратить разбой и, распустив верных ему людей, уезжает за границу.

Главные герои

Владимир Дубровский в творчестве Пушкина предстает одним из наиболее благородных и смелых героев. Он является единственным сыном своего отца, потомственного обедневшего дворянина. Молодой человек окончил Кадетский корпус и является корнетом. На момент новости об отобранном у отца имении Владимиру 23 года.

После смерти отца Дубровский собирает верных крестьян и становится разбойником. Однако, разбой его окрашен благородными тонами. Всеми жертвами банды становятся богатые люди, ведущие недостойный образ жизни. В этом образ главного героя во многом пересекается с образом Робин Гуда.

Целью Дубровского является месть за отца и она направлена на Троекурова. Под видом учителя Владимир селится в доме помещика и заводит хорошие отношения со всеми членами семьи, а в дочь Машу влюбляется.

О смелости и решительности Дубровского говорит случай в доме Троекурова. Оказавшись в шутку запертым в комнате с медведем, Дубровский не теряет самообладания и убивает медведя одним выстрелом из пистолета.

После встречи с Машей главная цель героя меняется. Ради воссоединения с возлюбленной Дубровский готов отказаться от стремления отомстить ее отцу.

Отказ Маши последовать за Дубровским после ее венчания с Верейским, а также облава на банду, заставляют Владимира отказаться от своих планов. Он благородно отпускает своих людей, не желая втягивать их в неприятности. Отказ от возлюбленной и бегство за границу свидетельствуют о покорности юноши и нежеланию идти против судьбы.

В существующих набросках к третьему тому прослеживается возвращение Владимира в Россию и попытки вернуть Машу. В связи с этим можно говорить о том, что герой не отказывается от своей любви, а лишь принимает желание возлюбленной жить согласно церковным законам.

(прим. от редакции -Кирила Петрович- не путать с Кириллом)

Троекуровв романе выступает главным отрицательным персонажем. Богатый и влиятельный помещик не знает границ в своем самодурстве, может шутки ради запереть гостя в комнате с медведем. При этом он уважает независимых людей, к которым относится отец Владимира Андрей Гаврилович. Их дружбе приходит конец из-за пустяков и самолюбии Троекурова. Решив наказать Дубровского за дерзость, он присваивает себе его имение, используя свою неограниченную власть и связи.

При этом образ Троекурова выстроен не только в отрицательных тонах. Герой, остыв после ссоры с другом, сожалеет о своем поступке. В его поведении Пушкин закладывает схему русского социального устройства, в котором дворяне чувствовали себя всесильными и безнаказанными.

Троекуров характеризуется как любящий отец. Его младший сын рожден вне брака, однако воспитывается в семье на равных со старшей дочерью Машей.

Преследование выгоды прослеживается в выборе мужа для любимой дочери Маши. Троекуров знает о нежелании дочери выходить замуж за старика, но организует свадьбу и не дает дочери сбежать с возлюбленным Дубровским. Это является отличным примером того, как родители пытаются устроить жизнь своих детей наперекор их желаниям.

Маша Троекурова на момент действия является 17-летней девушкой, которая воспитывается в одиночестве большой усадьбы, она молчалива и замкнута в себе. Ее главной отдушиной является богатая отцовская библиотека и французские романы. Появление в доме учителя-француза в виде Дубровского для романтической барышни перерастает в любовь, похожую на многочисленные романы. Правда о личности учителя не пугает девушку, что говорит о ее смелости.

Важно отметить, что Маша принципиальна. Обвенчавшись с нежеланным мужем - стариком-графом - Маша отвергает предложение Дубровского бежать с ним и говорит о своем долге перед супругом.

Цитаты

«… я терпеть шутки от Ваших холопьев не намерен, да и от Вас их не стерплю, потому что я не шут, а старинный дворянин. » —Андрей Гаврилович Дубровский (Старший Дубровский)

«Я понял, что дом, где обитаете вы, священ, что ни единое существо, связанное с вами узами крови, не подлежит моему проклятию. Я отказался от мщения, как от безумства»

«Да, правда, зачем и ловить его. Разбои Дубровского благодать для исправников: разъезды, следствия, подводы, а деньги в карман»

«Ради бога, не трогайте его, не смейте его тронуть, если вы меня любите — я не хочу быть виною какого-нибудь ужаса» Мария Троекурова

«Вы разбогатели под моим начальством, каждый из вас имеет вид, с которым безопасно может пробраться в какую-нибудь отдаленную губернию и там провести остальную жизнь в честных трудах и в изобилии. Но вы все мошенники и, вероятно, не захотите оставить ваше ремесло»

Заключение

Произведение драматично по своей композиции и стоится на ярких противопоставлениях:

  • дружба и суд,
  • встреча главного героя с родными местами и смерть отца,
  • похороны и пожар,
  • праздник и ограбление,
  • любовь и побег,
  • венчание и сражение.

Таким образом, в основе композиции романа лежит конфликтный метод, то есть столкновение контрастных сцен.

Роман «Дубровский» Пушкина под оболочкой романтического сочинения содержит ряд глубоких размышлений автора о проблемах русского быта и устройства.