Какое образование получил булгаков. Михаил Афанасьевич Булгаков: краткая биография

Фото 1926 года

Михаил Афанасьевич Булгаков родился 15 мая 1891 года. Родиной Михаила Афанасиевича считается Киев, а глава семьи - Афанасий Иванович всю жизнь проработал учителем в одной духовной академии.
Начальное образование Михаил Афанасиевич получал, начиная с 1901 года, обучаясь в самой первой гимназии Киева. Далее, продолжил успешное образование в университете Киева на факультете медицины. Будучи на 2 курсе, Михаил Булгаков женился на Татьяне Лапп.
На 1916 год приходится окончание медицинского института. После получения диплома, Михаил Булгаков устраивается на работу в крупный госпиталь города Киев. В то же время, летом, его направляют в село Никольское, которое находится на территории Смоленской Губернии. Именно эти жизни, постоянно работая с больными и находясь на гране нервного срыва, Михаил Булгаков получил зависимость к морфию. Однако, его пристрастие было успешно преодолено благодаря многочисленным старанием его жены.
В период гражданской войны, Михаила Булгакова мобилизовали в армию УНР (Украинская Народная Республика), военным врачом. После службы там, Михаила Афанасиевича перенаправили в армию от Южной России.
Так, неся службу в армии, в 1920 году Булгаков заболевает тифом, и именно по этой причине не может покинуть страну в составе Добровольческой армии.
Через год, Михаил эмигрирует в Москву. Там, Михаил Афанасьевич, ведет активную литературную деятельность, находит возможности и пути сотрудничества со многими редакциями Москвы, а также участвует в заседаниях кружков литераторов.
В 1923 году Булгаков стал одним из членов Всероссийского Союза Писателей, где уже были Гимилев, Чуковский, а так же другие.
В 1924 разводится с первой женой, и через год Булгаков находит вторую любовь - Любовь Белозерскую.
С 1924 по 1928 год, Михаил Булгаков написал и издал свои прозаические шедевры, среди которых такие, как «Собачье сердце», «Белая гвардия», «Дни Турбиных». В тоже время, по личному приказу Иосифа Сталина, пьеса «Дни Турбиных» ставится во МХАТе.
Посещение Ленинграда Михаил Булгаков совершил в 1929 году, где познакомился с Евгением Замятиным, а также Анной Ахматовой. По причине “острой и необоснованной критики” революционных событий в романах Булгакова (в том числе в романе «Дни Турбиных»), Михаила Афанасиевича неоднократно вызывали на допрос НКВД. Произведения Михаила Афанасьевича прекращают печатать и издавать, а на его пьесы вводится запрет на постановку в театрах.
В следующем году, не выдерживая давление власти и общества, Михаил Булгаков высылает личное письмо Сталину, в котором просит предоставить ему возможность выехать из Советского Союза или же дать разрешение на работу в СССР. После данного обращения, Михаила Афанасиевича взяли на должность режиссера-ассистента.
1931 год становится для Михаила Булгакова разрывом с Любовью Белозерской, и, в 1932 году, его женой уже становится Елена Шиловская.
Последние годы своей жизни Михаил сильно болел. Диагноз врачей был однозначным - гипертонический нефросклероз (заболевание почек).
10 марта 1940 года сердце Михаила не выдержало. Похороны проходили в Москве на Новодевичьем кладбище.

Михаил Афанасьевич Булгаков - известный русский писатель, чья жизнь окутана загадочной мистикой и ореолом тайн. Выходец из семьи киевского профессора, он родился 15 мая 1891 года, а имя свое получил в честь архангела Михаила - хранителя города Киева.

Писать юноша начал с ранних лет, хотя многие биографы утверждают обратное, называя отправной точкой 30-летний возраст. Как повествует краткая биография, Булгаков в юном возрасте очень любил читать, впитывал как губка полученную информацию и многое помнил из прочитанного. Вера, старшая сестра, утверждала, что свое первое произведение - «Похождения Светлана» - Миша написал в семилетнем возрасте, а в 9 лет осилил «Собор Парижской Богоматери» (В. Гюго). В Александровской гимназии (одной из лучших в Киеве), Булгаков в период учебы сполна проявлял свои таланты: рисовал карикатуры, писал стихи, играл на рояле, пел и занимался сочинительством.

Так кто же он, Булгаков?

Биография (фото писателя можно увидеть ниже) Михаила Афанасьевича далее продолжается его обучением на медицинском факультете Киевского университета. По его окончании в 1914 году Булгаков работал врачом в Саратове, а с началом Первой мировой войны - в госпиталях прифронтовой линии под присмотром опытных военных хирургов. Писатель Булгаков, биография которого полна впечатлений военного времени и врачебной практики, написал серию рассказов «Записки юного врача», а роковой случай, сведший его с мальчиком, болевшим дифтерией, полностью перевернул жизнь гения.

Спасая ребенка путем отсасывания ртом через трубочку дифтерийных пленок из его горла, Булгаков заразился. Введенная противодифтерийная сыворотка вызвала сильнейшую аллергическую реакцию, проявившуюся нестерпимым зудом и жуткой сыпью на теле. Облегчить боль помогла инъекция морфия, а повторные уколы позволили справиться с аллергией, вызвав вместе с тем привыкание к «спасительному» препарату. Возникшая наркотическая зависимость рушила на жизненном пути Булгакова все, безжалостно отнимая духовное и физическое здоровье, наградив писателя паническим страхом и сильной депрессией, доведя до неистового сумасшествия. Жена Татьяна Николаевна, пытаясь спасти мужа, вместо морфия вводила ему дистиллированную воду, вызывавшую у последнего сильнейшие ломки.

Гоголь: приходил или нет?

Именно в этот период у Булгакова состоялась встреча с Гоголем, первая из трех. В один из болевых приступов в съемном жилье Булгакова появился Николай Васильевич, который быстрым шагом вошел в квартиру Михаила Афанасьевича, посмотрел на него безумным взглядом и пригрозил пальцем. С того дня произошло поистине чудесное спасение от страшной наркотической зависимости Булгакова, так и не понявшего, был ли приход Гоголя сном или явью. Эту историю писатель позже рассказал в произведении «Морфий».

Михаил Булгаков, биография и творчество которого тесно переплетались, в личной жизни имел успех и был женат трижды. По пророчеству киевской цыганки, над которым в свое время писатель посмеялся, в жизни ему достанется три жены: одна - от Бога, вторая - от людей, третья - от дьявола. После чудесного выздоровления Михаил Афанасьевич открыл частную практику и в этот же период начал заниматься писательской деятельностью.

Татьяна Лаппа ездила с мужем везде, помогая ему во врачебной деятельности и в невероятном исцелении от роковой привязанности к наркотику. Первая мировая и гражданская войны мотали Булгакова по стране беспощадно: мобилизация петлюровцами, побег, мобилизация деникинцами, тиф, прекращение врачебной деятельности, нищета, голод... И всегда рядом была она - верная Тася.

Булгаков: краткая биография и творчество

С 1919 по 1921 годы писатель жил во Владикавказе; именно там он прекратил занятия медициной и начал профессионально заниматься литературной деятельностью, работая журналистом в местных газетах. Там были написаны для театра комедия «Самооборона» (постановка которой возымела успех), а также пьесы «Глиняные женихи» и «Парижские коммунары», причем последняя была рекомендована Главполитпросветом к постановке в московских театрах.

В Москву Булгакову удалось попасть лишь в 1921 году. В первое время он хватался за любую работу, стараясь прокормить себя и жену; писательством же занимался по ночам. И у него получилось: Булгакова стали печатать! Его рассказы и фельетоны были на многих полосах газет и журналов. Именно с Москвой связаны действия таких произведений, как «Собачье сердце», «Роковые яйца».

Творчество Михаила Булгакова

Роман «Белая Гвардия» описал трагедию гражданской войны, разыгрывавшуюся в Киеве - родном городе писателя, причем в произведении показан трагизм народа в целом и в разрезе отдельно взятой семьи Турбиных - людей с высоким чувством чести и достоинства. Булгаков, творческая биография которого богата яркими жизненными моментами, легшими в основу его произведений, в романе «Белая гвардия» довольно похоже описал киевский дом своей юности. Люди, жившие там некоторое время спустя, разломали все стены, напрасно пытаясь найти описанный в произведении клад. По роману «Белая гвардия» была написана пьеса «Дни Турбиных», поставленный по ней спектакль имел огромный успех у зрителя.

Окрыленный успехом, Михаил все больше погружался в богемную жизнь, растеряв любовь к женщине, полностью растворившейся в нем. Однажды он объявил своей Тасе, что уходит. При расставании, чувствуя на себе огромную вину, Булгаков лишь изрек: «Бог меня за тебя накажет…». Вот так по-будничному для Таси закончились прожитые с Булгаковым 11 лет.

Любовь Белозерская - яркое пятно на сером фоне обыденной московской жизни, стала второй женой писателя. Коренная москвичка, она во всем помогала мужу: разносила по редакциям рукописи, помогала преодолевать провинциальную стеснительность, подбирала материалы для его творений. Именно с ее помощью были созданы пьесы «Кабала святош» и «Бег».

Трудный период, неприятие

В конце 20-х годов Булгаков подвергся нападкам литературных критиков. Его произведения оценивались отрицательно, их перестали публиковать, пьесы сняли с репертуара. В марте 1930 года измученный и надорванный Булгаков, очутившийся на грани нищеты, обратился к Сталину с письмом о предоставлении возможности зарабатывания в театре либо выезде из СССР. Через месяц Сталин лично позвонил писателю, разрешив ему работать. Ассистент режиссера во МХАТе, подрабатывавший переводами и написанием либретто и периодически игравший в спектаклях, - вот чем пришлось довольствоваться Булгакову в столь трудный для себя период.

Отдушиной для него являлась опера «Фауст», на которую он часто ходил в Большой театр; это зрелище действовало на него как-то особенно, поднимая настроение. Очередной поход на любимую постановку закончился тяжелейшей депрессией. Это было связано с написанной ним пьесой «Батум», в которой центральной фигурой являлся молодой Сталин, а писатель узнал в образе Фауста себя, продавшего душу дьяволу.

Она - Маргарита?

Елена Шиловская - третья любовь писателя. Краткая биография (Булгаков снова в ореоле мистики) повествует, что однажды, студеной осенью 1927 года, писатель шел по улицам Москвы, и неожиданно на него налетел остроносый низенький человек, до боли похожий на квартирного гостя в период увлечения Булгакова морфием. Гоголь (а это, судя по всему, был он) посмотрел в глаза Михаилу Афанасьевичу и взглядом указал на один из расположенных рядом домов. Именно там жила Елена Сергеевна.

На одной из вечеринок, где они познакомились, она попросила Михаила завязать ей на рукаве тесемку, и таким образом «привязала» его к себе. Жена генерала Шиловского, Елена долго металась между двумя мужчинами, пока ее муж все-таки согласился на развод. Именно с появлением Елены Булгаков рьяно стал продолжать писать свой знаменитый роман «Мастер и Маргарита», начатый в 1929 году. Елена помогала ему во всем: вела дом, печатала рукописи, писала под диктовку, понимая, что читать Булгакова смогут только будущие поколения. Свое детище, роман о Мастере и тайной его возлюбленной, о Христе и дьяволе, Булгаков создавал в условиях полного безденежья и безнадежности. Елена влюбилась в это творение, узнавая в Маргарите себя, понимая, что это самая главная книга в жизни писателя.

Реальный прототип кота Бегемота

К слову, знаменитый помощник Воланда имел реальный прототип, коим являлся черный пес Михаила Афанасьевича по кличке Бегемот, очень умный для обычного животного. Имел место такой случай: при праздновании Нового года под бой курантов собака пролаяла двенадцать раз, хотя никто ее этому не обучал. Такую интересную историю сохранила краткая биография.

Булгаков в этот период уже был поражен смертельной болезнью, поэтому часть глав из романа он диктовал своей жене Елене. За месяц до смерти он закончил работу над своим самым знаменитым произведением, которым зачитываются многие. Именно после выхода этого романа поговаривали, что способности Булгакова имеют потусторонний характер, иначе как бы он мог так точно описать самого дьявола и его свиту?

Героям произведений Булгакова свойственно обаяние, заставляющее в себя влюбиться и почувствовать особую прелесть нераскрытой мысли. Его краткая биография, Булгаков в которой является ключевой фигурой, вызывает огромный интерес к личности писателя. Его работы постоянно экранизируются, а литературные работы горячо обсуждаются. Произведение «Мастер и Маргарита» не оставляет никого равнодушным, заставляя относиться к себе или плохо, или хорошо.

1940 год - конец пути писателя

Нервное истощение породило гипертонический нефросклероз, приковавший Булгакова к постели. Елена не смогла вырвать его из лап болезни, в марте 1940 года писателя не стало, причем свой уход он предсказал задолго до болезни. В истории его жизни имеет место такой факт: на могиле Гоголя на Монастырском кладбище находился камень, прозванный из-за сходства с Иерусалимской горой Голгофой. При перезахоронении Гоголя на другое место на его могилу установили бюст, а камень впоследствии установила на могиле Булгакова его жена. И тут вспоминается фраза писателя, которую он адресовал Гоголю во сне, когда тот пришел к нему в третий раз: «Учитель, укрой меня своей шинелью».

Биография Булгакова, жизнь и творчество великого писателя постоянно вызывают читательский интерес, который со временем лишь усиливается, подогреваемый тягой к мистике и неизведанному.

Михаил Афанасьевич Булгаков , известный прозаик, драматург, родился в Киеве 3 мая 1891 года. Его родители были интеллигентными и образованными людьми. Мать служила учительницей в Карачаевской прогимназии; отец, окончивший Киевскую духовную академию, преподавал в Новочеркасском духовном училище, в Киевской духовной академии, в Институте благородных девиц, а в конце 1893 года получил должность киевского областного цензора, в обязанности которого входила цензура литературы на иностранных языках. Помимо Михаила, в семье было пятеро детей.

Булгаков закончил Первую Александровскую гимназию, отличающуюся высоким уровнем образования, и в 1909 году поступил на медицинский факультет Киевского университета. В 1914 году разразилась Первая мировая война. После окончания университета, в 1916 году, Булгаков работал в полевом госпитале: сначала в Каменец-Подольском, затем в Череповцах. В сентябре 1916 года Булгакова отозвали с фронта и направили заведовать земской Никольской сельской больницей в Смоленской губернии, а в 1917 году перевели в Вязьму. Этот период жизни писателя нашел отражение в «Записках юного врача» (1926). Главный герой этого произведения - честный труженик, талантливый врач - часто спасает больных в безнадежных, казалось бы, ситуациях, остро переживает тяжелое положение малообразованных крестьян из глубоких смоленских деревень и осознает свое бессилие что-либо изменить в лучшую сторону.

Февральская революция нарушила привычную жизнь. Свое мнение о ней Булгаков выразил в очерке «Киев-город» (1923). Начинающий писатель отметил, что с революцией «внезапно и грозно наступила история». После Октябрьской революции он был освобожден от военной службы и вернулся в Киев, который вскоре заняли германские войска. Здесь Булгаков окунулся в водоворот Гражданской войны. Он был хорошим врачом, и обе воюющие стороны нуждались в его услугах. В любых ситуациях молодой врач оставался верным гуманистическим идеалам, и в его душе постепенно нарастало возмущение против жестокости петлюровцев и белых, впоследствии отраженной в романе "Белая гвардия", в рассказах «Налет» и «В ночь на 3-е число», в пьесах «Дни Турбиных» и «Бег». Честно выполняя свой врачебный долг, Булгаков стал невольным свидетелем жестоких преступлений во Владикавказе в конце 1919 года. Не желая дальше принимать участие в войне, в начале 1920 года он покинул ряды деникинской армии. Михаил Афанасьевич решил навсегда оставить занятия медициной и стал писать статьи для местных газет. Осенью 1919 года Булгаков закончил свой первый рассказ. Зимой 1919-1920 годов он написал несколько рассказов и фельетонов. В одном из них, известном под названием «Дань восхищения», автор рассказывает об уличных столкновениях в Киеве во время революции и Гражданской войны.

Незадолго до отступления белых из Владикавказа Булгаков заболел возвратным тифом. Выздоровел он весной 1920 года, когда город уже заняли части Красной Армии. С этого времени Булгаков стал сотрудничать в подотделе искусств ревкома, писал пьесы для осетинских и ингушских театральных трупп, отражающие взгляды автора на революцию. Пьесы этого периода творчества писателя представляли собой агитки-однодневки и создавались главным образом для того, чтобы выжить в тяжелых условиях. Владикавказские впечатления писателя отразились в повести «Записки на манжетах».

В Тифлисе, а позднее в Батуми у Булгакова была возможность эмигрировать. Но он понимал, что в трудный для страны момент место писателя - рядом с народом. В 1921 году Булгаков переехал в Москву. С весны 1922 года его статьи регулярно появлялись на страницах московских газет и журналов. В его сатирических памфлетах и очерках отразились основные приметы послереволюционного времени. Главным объектом сатиры писателя стали нувориши-нэпманы - «накипь нэпа» (новеллы «Триллионе?» и «Чаша жизни»), а также представители населения, чей низкий культурный уровень наблюдал писатель: обитатели московских коммуналок, базарные торговки, служащие-бюрократы и другие. Но Булгаков замечает и приметы нового времени. Так, в одном из его очерков появляется мальчик-школьник (символ новых веяний), идущий по улице с новеньким ранцем.

В 1924 году была опубликована повесть Булгакова «Роковые яйца», действие которой автор перенес в воображаемое будущее - в 1928 год, когда стали очевидными результаты нэпа, в частности резкий подъем уровня жизни народа. Профессор Персиков совершил поистине великое открытие, способное принести огромную пользу для человечества. Но, попав в руки полуграмотных, самоуверенных людей, той новой бюрократии, которая пышно расцвела в эпоху военного коммунизма и усилила свои позиции в годы нэпа, оно оборачивается трагедией. Неудачи терпят почти все герои булгаковских повестей 20-х годов. В своих произведениях автор стремился донести до читателя мысль о неготовности общества принять новые принципы взаимоотношений, основанные на уважении к усердному труду, культуре и знаниям.

В пьесах «Дни Турбиных» и «Бег» (1925-1928) писатель показал, что все власти, сменяющие друг друга в Гражданской войне, враждебны интеллигенции. Герои пьес - типичные представители «новой интеллигенции», которые сначала отнеслись к революции настороженно или боролись против нее. Себя Булгаков также относил к новому слою и с юмором писал об этом в фельетоне «Столица в блокноте»: «После революции народилась новая, железная интеллигенция. Она может и мебель грузить, и дрова колоть, и рентгеном заниматься. Я верю, она не пропадет! Выживет!»

Писатель чутко реагировал на все изменения в обществе, тяжело переживал несправедливость, сомневался в обусловленности принимаемых мер, но не переставал верить в человека. Вместе с автором сомневались и переживали его герои, что было неблагожелательно воспринято критикой. В 1929 году нападки на писателя усилились. Все его пьесы - «Дни Турбиных», пьеса-памфлет «Багровый остров» и бытовая комедия «Зойкина квартира» - были сняты со сцены. Оказавшись в тяжелом положении, Булгаков решился написать письмо правительству, в котором просил разрешения выехать за границу. В скором времени состоялся разговор писателя со Сталиным, результатом которого стало назначение Булгакова режиссером-ассистентом МХАТа. Постановки пьес Булгакова вновь появились на сценах театров, а спустя некоторое время была поставлена инсценировка «Мертвых душ».

Однако после 1927 года в отечественной печати не появилось ни одной строчки писателя (за исключением перевода «Скупого» Мольера в 1938 году, и «Седьмого сна» из пьесы «Бег» в 1932 году), он входил в число запрещенных авторов. Но, несмотря на это, Булгаков не допускал мысли покинуть Родину. Мысли об эмиграции не посещали его даже в тяжелейший период 1929-1930 годов. В одном из писем Михаил Афанасьевич признался: «...Я невозможен ни на какой другой земле, кроме своей - СССР, потому что я 11 лет черпал из него».

В 1933 году Булгаков предпринял попытку издать в серии «ЖЗЛ» свой роман «Жизнь господина де Мольера», но его ожидала очередная неудача. После этого, вплоть до самой смерти, Булгаков не пытался публиковать свои произведения. Он посвятил себя работе над романом «Мастер и Маргарита», который явился одним из величайших достижений русской и мировой прозы XX века. На работу над этим романом ушло двенадцать лет жизни писателя. Замысел произведения возник в конце 1920-х годов как попытка художественного и философского осмысления новых реалий социалистической действительности. Ранние варианты романа казались автору недостаточно удачными, в течение нескольких лет он снова и снова возвращался к своим героям, придумывал новые сцены и конфликты. Сюжетную завершенность роман приобрел лишь в 1932 году.

Показав обреченность белого движения, закономерность перехода интеллигенции на сторону советской власти (пьесы «Дни Турбиных» и «Бег», роман "Белая гвардия"), опасность, грозящую обществу, если нравственно и культурно отсталая личность обретает право навязывать свою волю другим (повесть «Собачье сердце»), Булгаков совершил открытие, вошедшее в систему русских национальных ценностей.

Ему, как продолжателю лучших традиций русской и мировой литературы, была свойственна боль за человека. Писатель принимал лишь ту литературу, которая отражала страдания реальных героев. Идейным стержнем литературы для Булгакова был гуманизм. А подлинный гуманизм произведений настоящего мастера дорог и близок читателю во все времена.

Последние свои годы писатель прожил с ощущением загубленной творческой судьбы. И хотя он продолжал активно работать, его произведения не доходили до читателей. Это окончательно надломило Булгакова и привело к обострению болезни и скорой смерти. Умер он 10 марта 1940 года в Москве и похоронен на Новодевичьем кладбище.

– драматург, писатель (14.5. 1891, Киев – 10. 3. 1940, Москва). Его отец был профессором Киевской духовной академии. В 1909-16 Булгаков изучал медицину в Киевском университете, после этого работал сельским врачом под Смоленском и в Киеве.

В 1919 он приступил к литературной деятельности, в 1920-21 жил во Владикавказе. В годы гражданской войны недолго был в рядах деникинской армии . В 1921 Булгаков переехал в Москву и стал писать для многих газет и журналов. В частности, в 1922-24 он писал для газеты «Накануне», выходившей в Берлине и симпатизировавшей Советскому Союзу. Булгаков постоянно публиковался в газете железнодорожников «Гудок», что и свело его с И. Бабелем , И. Ильфом , В. Катаевым , Ю. Олешей , К. Паустовским и Е. Петровым . Только по прошествии 50-ти лет эти фельетоны и заметки, весьма важные в качестве материала для его поздних произведений, были собраны и изданы в Кельне.

Михаил Булгаков. Проклятие Мастера. Видеофильм

В 1936 Булгаков перешел в Большой театр, где зарабатывал на жизнь в качестве оперного либреттиста и переводчика. Все написанное им оставалось в рукописях. Уже на смертном одре, ослепнув, он диктовал поправки к своему главному прозаическому произведению Мастер и Маргарита (1928-40). В 1941 в Ленинграде и Москве недолгое время шла его пьеса Дон Кихот , написанная в 1938. В 1943-48 на сцене шла драма Булгакова о Пушкине Последние дни , написанная в 1934-35.

Имя Булгакова было вычеркнуто из планов издательств и учебников по литературе. Творческое наследие писателя сохраняла его вдова, Елена Сергеевна Булгакова. Лишь после смерти Сталина , с 1955 произведения Булгакова стали появляться в печати и на театральной сцене благодаря активной поддержке В. Каверина и К. Паустовского. Сначала, в 1955 были опубликованы пьесы Дни Турбиных и Последние дни ; сборник 1962 года содержал напечатанные впервые пьесы Бег , Кабала святош и Дон Кихот . Однако сатирические пьесы Булгакова и тогда публиковались только на Западе. До сих пор известны только двенадцать пьес из тридцати, предположительно написанных драматургом.

В 1965 в журнале «Новый мир» был опубликован Театральный роман , написанный в 1936-37; эта публикация содействовала тому, что через 25 лет после смерти писателя его проза, хотя и не целиком, вернулась в русскую литературу. Роман Мастер и Маргарита вышел в свет в 1966-67 с существенными цензурными купюрами. После того как роман был без купюр опубликован на Западе, вышло новое советское издание (1973), также без купюр. Возвращение Булгакова в советскую литературу вызвало на Западе целую волну исследовательских работ.

Булгаков является одним из самых значительных русских писателей этого столетия. Значение его как сатирика находится во всегдашнем противоречии с учебниками советской литературы, где ему отводится незначительное место. В его творчестве можно выделить четыре главных темы.

В произведениях Белая гвардия , Дни Турбиных и Бег он изображает, отступая от общепринятой схемы, патриотические и идеалистические мотивы, руководившие белыми . Сюда же примыкает и его известный рассказ Ханский огонь [см. его полный текст и краткое содержание ].

Врачебная практика дала Булгакову материал для таких произведений, как Записки юного врача (написаны в 1925-27, впервые напечатаны в 1963), Роковые яй ца [см. полный текст и краткое содержание ], а также гротесковой повести Собачье сердце [см. полный текст и краткое содержание ], остро остраняющей современность (написана в 1925 и только в 1987 напечатана в СССР, на Западе вышла в 1968). Эта повесть представляет собой искусный сплав формы рассказа от первого и третьего лица, в ее структуре проявились эксперименты, характерные для ранней прозы Булгакова.

Его комедии – увлекательная и острая сатира, рисующая Россию 1920-х годов. В пьесе Зойкина квартира , где выведены исключительно отрицательные персонажи, проявляется оборотная сторона НЭПа в Москве. Многие персонажи этой первой комедии Булгакова встречаются в более поздних его произведениях.

Центральная тема его исторических драм о Мольере и Пушкине – зависимость гения от деспотического государства и его властей. Эта же тема связывает во многом автобиографический Театральный роман , где речь идет о судьбе пьесы Дни Турбиных , с романом Мастер и Маргарита . Это многослойное и сложное по структуре произведение о появлении в Москве 1930-х годов дьявола и о писателе, чья неопубликованная книга о Понтии Пилате включена в ткань основного романа, обнаруживает необычайную творческую фантазию автора и его критическое отношение к своему времени, равно как мучительность творчества в условиях несвободы и бессилие угнетателей.

Жизнь и творчество М.А. Булгакова овеяны мистическим ореолом. Это один из самых загадочных писателей русской литературы. Продолжая в своем творчестве традиции Гоголя, автор приобрел и таинственность, присущую Николаю Васильевичу.

Возможно, все дело в том, что в своем творчестве он не боялся использовать образы нечистой силы, а, возможно, причина такой мистификации кроется в другом. Краткая биография Булгакова поможет разобраться в некоторых непонятных и интересных фактах из жизни прозаика, выяснить, какая была причина смерти.

Вконтакте

Жизнь и творчество Булгакова: начало пути

Михаил Афанасьевич появился на свет в Киеве , в семье доцента духовной академии. Всего в семье, где родился будущий великий писатель Булгаков, было семеро детей. Отец изучал западные религиозные вероисповедания и был специалистом в этой теме. В детские годы жизни Михаил Булгаков получил прекрасное домашнее воспитание.

Отец заставил его выучить несколько языков, среди которых были немецкий, латынь, французский и английский. По окончании Киевской гимназии, писатель поступает на учебу в Киевский университет , на медицинский факультет. За год до окончания ВУЗа, Булгаков берет в жены Т.А. Лаппа.

В 1916 году Михаил Афанасьевич становится врачом, трудится в Смоленской губернии. Именно работая там, он накапливает свои впечатления для создания книги «Записки юного врача», которая поражает искренностью изображения будней уездного врача.

Это были нелегкие времена, тогда Булгаков пристрастился к морфию, отвыкнуть от которого оказалось очень сложно. Здесь ему очень помогла жена, которая помогла избавиться от вредной привычки.

В 1918 году Михаил Афанасьевич открывает собственную врачебную практику по лечению венерических заболеваний.

В годы Гражданской войны Булгакова, как военнообязанного, призывают в ряды армии. В 1919 году он вместе с белыми оказывается во Владикавказе, где заболевает и печатает свои первые произведения (фельетоны). Гражданская война воспринимается писателем как ужасное и братоубийственное действо. Отношение к этому событию нашло свое отражение во многих произведениях.

В 1921 году писатель переезжает на постоянное место жительства в Москву, где жил Булгаков до самой смерти.

Творчество М.А. Булгакова

Одной из главных своих тем Булгаков считал представление русской интеллигенции, как интеллектуальной элиты государства. Он мнил себя свободным в критике нелепостей и ошибок советской России и полагал, что именно в этом его долг сатирика. Первыми произведениями Булгакова были фельетоны и сборник рассказов «Записки юного врача». Позже появляются повести «Дьяволиада» и «Роковые яйца». В 1925 писатель заканчивает работу над романом «Белая гвардия», который стал повествованием о духовном пути интеллигенции в революции.

Через год на основе романа создана пьеса «Дни Турбиных». Позже в свет выходят «Бег», «Зойкина квартира».

Многие произведения печатались всего один раз, а некоторые пьесы Булгакова вовсе запрещались. Прозаика травили советские критики и политические деятели. Талантливого сценариста, вынуждали работать простым рабочим на сцене.

Чтобы снять с себя правительственную опалу, Булгаков написал пьесу «Батум». После автор вспоминает работу над этой пьесой, как своеобразную «продажу души».

С 1928 года вплоть до самой смерти писатель создает главное свое произведение, роман «Мастер и Маргарита» .

За Михаилом Афанасьевичем прочно закрепилась слава «буржуазного писателя». Советские критики не могли простить ему пренебрежительного и саркастического отношения к устоям страны советов. Это вылилось в настоящую травлю. Пьесы Булгакова не допускают к печати, и многие из них не выходят при жизни автора на сцену.

Резко отрицательно творчество Булгакова осуждал Сталин . Многие произведения получают клеймо «антисоветщины». Отношение писателя к подобным гонениям нашло свое выражение в романе «Мастер и Маргарита». Когда критик Латунский разбивает в пух и прах работу Мастера, Маргарита, приняв облик ведьмы, мстит ему.

Важно! В своем произведении о революции писатель досконально описал дом, где жил Булгаков в Киеве. Он сделал его одной из центральных сцен действия. По сюжету герои оставили в клад в этом доме. После выхода в свет романа, нашлось много желающих отыскать сокровища. Это привело к тому, что дом, где жил Булгаков, был разгромлен. К счастью, он уже не принадлежал его семье.

Дела сердечные

В 1925 году Булгаков встречает новую любовь, он разводится с женой и делает предложение Л.Е. Белозерской. Она вдохновляет его на написание следующих произведений:

  • «Собачье сердце»;
  • «Роковые яйца»;
  • «Дьяволиада».

«Собачье сердце» спровоцировало обыск в доме Булгаковых. Рукопись повести отобрали, писатель очень долго добивался ее возвращения. В результате это произведение было опубликовано только через полвека.

Встреча Елены Сергеевны Шиловской с Булгаковым стала переломным моментом в жизни обоих. Она была богатой замужней дамой, муж ее – военачальник, а Михаил Афанасьевич на тот момент был нищим писателем, без намека на будущую громкую славу.

Но любовь поразила их обоих. Елена Сергеевна вдохновила М. Булгакова на написание главного романа его жизни, «Мастера и Маргариты».

Она сама стала Маргаритой. Писатель наделил героиню произведения чертами своей возлюбленной. Елена Сергеевна провела с Михаилом Афанасьевичем последние годы его жизни. И благодаря ей увидели свет многие произведения, которые при жизни писателя были под запретом.

Последний роман

За некоторое время до начала работы над своим финальным произведением Булгаков прочел книгу «Венедиктов, или Достопамятные события моей жизни», сюжет этой книги – противостояние молодого человека и дьявола, натолкнул его на мысль о подобном произведении. Роман «Мастер и Маргарита», который последним написал Булгаков, явился своеобразным итогом жизни и творчества Булгакова.

Произведение отличается интересной композицией. Главы, повествующие о жизни в Москве в конце 20-х годов, чередуются с главами повествования Мастера об Иешуа. Части, посвященные Москве, несут в себе остро сатирическую направленность. Булгаков высмеивает советское чиновничество, советский строй, критично изображает писательскую организацию МАССОЛИТ, в которой практически все заняты добыванием льгот.

В центре внимания писателя и читателей, несомненно, находится Воланд. Это удивительный персонаж, который олицетворяет собой справедливость и воздаяние за грехи. Известно, что в эпиграфе к роману Булгаков написал строки из «Фауста». Эти слова Мефистофеля призваны подчеркнуть двойственность дьявола в понимании писателя.

Воланд является гарантом справедливости, правильным судьей людей, творцом добра. Мировоззрение автора «Мастера и Маргариты» имеет во многом антихристианскую направленность, но есть в романе персонаж, который может противостоять нечистой силе и интуитивно обращается к русским святым, это Иван Бездомный (Понырев).

Внимание! В романе «Мастер и Маргарита» отразилась ищущая и противоречивая душа М.А. Булгакова, он вырос и сформировался как личность в кипящем интеллигентском обществе в период смены существующего в России устоя. Век атеизма и массовая нестабильность наложили глубокий отпечаток на все творения Булгакова.

Последние годы

С 1929 года пьесы Булгакова находились под полным запретом . В отчаянии он обращается к Сталину в письменном послании и просит позволения на выезд за границу, либо смягчения условий, в которые была поставлена его работа.

Сталин пошел навстречу писателю в этом вопросе. И у него появилась возможность работать в театрах.

Во второй половине 30-х годов Булгаков начал терять зрение, обострилась болезнь почек. Он продолжает принимать морфий в качестве лекарства, чтобы хоть как-то облегчить свои страдания.

Гипертонический нефросклероз потихоньку отнимает силы у Михаила Афанасьевича. Известно, что болезнь эта досталась ему по наследству от отца, причиной смерти которого также был этот недуг. Последний раз Булгаков работает над романом о Мастере 13 февраля , спустя почти месяц его не станет.

Из-за того, что в своем творчестве Булгаков прибегал к теме нечистой силы, о нем ходили слухи, что он заключил сделку с самим дьяволом. Писателя обвиняли в оккультизме и отношениях с нечистью. Многие предполагали, что это и есть причина смерти. Другая версия, которую массово поддерживали люди, заключалась в том, что писатель был заядлым морфинистом, и именно это свело его в могилу. В смерти Булгакова видели что-то мистическое.

Похороны писателя прошли на Новодевичьем кладбище. Место, где похоронен Михаил Афанасьевич Булгаков, находится неподалеку от могилы столь любимого им Гоголя. По настоянию его жены на могилу вместо памятника поставили огромную мраморную глыбу, которая некогда охраняла вечный сон Н.В. Гоголя.

Музей

Дом, в котором Булгаков некоторое время жил, находясь в Москве, сейчас является музеем, который носит имя Михаила Афанасьевича. В нем содержатся различные интересные экспонаты, которые принадлежали писателю. Иногда в музее организуют выставки, сотрудники рассказывают интересные факты из жизни гения.

Краткая биография Булгакова помогла нам разобраться в жизни и творчестве прозаика. Романы Михаила Афанасьевича Булгакова заставляют читателей плакать и смеяться вот уже много лет. Его творчество относительно недавно стало доступно для широкой публики. Удивительно, как человек, перенесший столько испытаний и гонений, не согласился идти на сделки с совестью и сумел не потерять чувство собственного достоинства. Остается надеяться, что место, где похоронен Булгаков, подарило ему тот самый покой, о котором он так мечтал.

Жизнь и творчество Булгакова оставили неизгладимый след в памяти современников.

Краткая биография Булгакова

История жизни и творчества Михаила Булгакова