Две дуэли: Пушкин и Дантес. Онегин и Ленский

Дружба Онегина и Ленского

Получив наследство своего дяди, Евгений Онегин поселился в его деревне. И даже произвел в своих владениях некоторые прогрессивные экономические реформы, заменив барщину оброком. Перезнакомившись со своими соседями, он очень быстро утратил к ним интерес, и всячески избегал какого бы ни было общения с ними, впав в привычное для себя состояние ипохондрии и скуки.

Примерно в это же время по соседству с Онегиным поселился еще один молодой сосед - Владимир Ленский. Как ни странно бы это выглядело, но они подружились –
«Волна и камень,
Стихи и проза, лед и пламень».

Единство и противоположность. Едины они были в сословном статусе, уровне образования, молодости. Правда, наследник дядиного состояния был несколько старше. Но все остальное в них было совершенно противоречиво.

Евгений Онегин довольно быстро раскусил лицемерность светского общества. Он не только мало верил словам «кокеток записных», но еще и сам научился этому лицемерию. Владимир Ленский на все смотрел сквозь розовые очки, всем доверял и всякую фальшь принимал за чистую монету.
Онегин, при всей своей образованности, был ленив и пассивен, подвержен такому состоянию как скука, сплин, хандра. Он скучал в Петербурге, на балах и в театрах, ему было скучно в деревне, где он проводил свои дни. Как-то он взялся за перо, но очень скоро понял, что сочинительство не его удел. Ленский вдыхал жизнь полной грудью. Он любил, был полон творческих идей и планов, сочинял стихи. Ленский отдавался дружбе всей душой всем искренним своим сердцем. Онегин принимал эту дружбу, позволяя себя обожать.
Их противоречивость выразилась даже в симпатиях по отношению к сестрам после их первого визита в поместье Лариных. Онегин сразу обратил внимание на тихую и задумчивую Татьяну

«Я выбрал бы другую,
Когда б я был, как ты, поэт.
В чертах у Ольги жизни нет».

Так Онегин характеризует невесту Ленского.

Дуэль Ленского и Онегина

Но дни летели за днями. Онегин и Ленский продолжали встречаться для конных прогулок, философских споров, совместных ужинов с бутылочкой хорошего французского вина. В январе, когда вся Россия отмечает святки с рождественскими карнавалами и гаданиями, у Татьяны были именины.
Молодой поэт передал Онегину просьбу семьи Лариных присутствовать на именинах. Мудрец пустынный, не желая попасть в большое скопление людей, сделал робкую попытку отказаться от приглашения:

"Но куча будет там народу
И всякого такого сброду..."

Ленский уверяет своего друга, что из гостей будут исключительно члены семьи. Возможно, он не подозревал того, что Ларины решили устроить большой праздник для своей дочери.
На именины друзья по каким-то своим причинам опоздали, и попали в самый разгар застолья. Увидев большое скопление гостей, Евгений испытал дискомфорт и рассердился на друга за обман. Вдобавок ко всему, увидев смущение Татьяны, он почувствовал двойную неловкость. Если бы он потом попытался поговорить с юным поэтом, то, конечно бы понял, что не прав в своей обиде. Но в его душу заполз подленький червячок мести. Надо заметить, что эта месть его, как человека более взрослого и умудренного жизненным опытом, была не очень красивой, и недостойной дворянина. Во время бала он стал флиртовать с Ольгой, овладев полностью ее вниманием. Чем и вызвал жгучую ревность влюбленного юноши. Кроме того, на Онегина и Ольгу обратили внимание присутствующие гости, начали перешептываться между собой.


Окончательно оскорбленный отказом своей невесты танцевать котильон, обещанный Онегину, Владимир уезжает с бала с твердым намерением вызвать своего приятеля на дуэль. Но утром он понимает, какую глупость совершил. Беспечная невеста с наивным простодушием бросается к нему на встречу, в ее глазах ревнивец видит любовь и восторженность по отношению к себе. Весь день проходит в тревоге и волнении, ночь без сна. В то время как Онегин, приняв вызов, совершенно спокоен. Спит настолько безмятежным сном, что едва не проспал свой поединок.

Владимир Ленский вызвал Евгения Онегина на дуэль. Он мог отменить поединок, но струсил. Трусость проявилась в том, что герой считался с мнением общества. Евгений Онегин думал лишь о том, что о нем скажут люди. Итог оказался печальным: Владимир Ленский погиб. Если бы его друг не струсил, а предпочел моральные принципы общественному мнению, трагичных последствий можно было бы избежать.

Михаил Лермонтов тоже позднее провел параллель между двумя дуэлями: смертью Ленского и гибелью Александра Сергеевича Пушкина

И он убит - и взят могилой,
Как тот певец, неведомый, но милый,
Добыча ревности глухой,
Воспетый им с такою чудной силой,
Сраженный, как и он, безжалостной рукой.

Премудрый пескарь

Жил-был «просвещённый, умеренно либеральный» пескарь. Умные родители, умирая, завещали ему жить, глядя в оба. Пескарь понял, что ему отовсюду грозит беда: от больших рыб, от соседей-пескарей, от человека (его собственный отец однажды едва не был сварен в ухе). Пескарь построил себе нору, куда никто, кроме него, не помещался, ночью выплывал за едой, а днём «дрожал» в норе, недосыпал, недоедал, но изо всех сил берёг свою жизнь. Пескарю снится сон о выигрышном билете в 200 тысяч. Его подстерегают раки, щуки, но он избегает смерти.

У пескаря нет семьи: «самому бы прожить». «И прожил премудрый пескарь таким родом с лишком сто лет. Все дрожал, все дрожал. Ни друзей у него, ни родных; ни он к кому, ни к нему кто. В карты не играет, вина не пьёт, табаку не курит, за красными девушками не гоняется - только дрожит да одну думу думает: «Слава богу! кажется, жив!» Даже щуки хвалят пескаря за спокойное поведение, надеясь, что он расслабится и они его съедят. Пескарь не поддаётся ни на какие провокации.

Пескарь прожил сто лет. Размышляя над щучьими словами, он понимает, что, если бы все жили как он, пескари бы перевелись (нельзя жить в норе, а не в родной стихии; нужно нормально есть, иметь семью, общаться с соседями). Жизнь же, которую ведёт он, способствует вырождению. Он относится к «бесполезным пескарям». «Никому от них ни тепло, ни холодно, никому ни чести, ни бесчестия, ни славы, ни бесславия... живут, даром место занимают да корм едят». Пескарь решает раз в жизни вылезти из норы и нормально проплыть по реке, но пугается. Даже умирая, пескарь дрожит. Никому до него нет дела, никто не спрашивает его совета, как прожить сто лет, никто не называет его премудрым, а скорее «остолопом» и «постылым». В конце концов пескарь исчезает неизвестно куда: ведь он не нужен даже щукам, хворый, умирающий, да ещё и премудрый.

А.П. Чехова: "Страхи", "Казак", "Шампанское", "Красавицы", "Огни", "Степь", «Человек в футляре», «Смерть чиновника», «Ионыч», «Дама с собачкой», «Хамелеон», "Палата № 6", "Страх", "Черный монах"

Дуэль в романе "Евгений Онегин"


Введение

Роман в стихах А.С. Пушкина «Евгений Онегин» по праву можно считать произведением, которое, по словам Белинского, является «энциклопедией русской жизни». Подробное описание быта и жизни человека начала 19 века позволяет нам, читателям, погрузится в атмосферу такого далёкого от нас времени, детально показав при этом, как и чем живут дворяне не только в обеих столицах, но и в провинции.

Гуковский Г.А пишет о романе: «…уже самое количество бытовых тем и материалов принципиально отличает пушкинский роман от предшествующей литературы. В «Евгении Онегине» перед читателем проходит серия бытовых явлений, нравоописательных деталей, вещей, одежд, цветов, блюд, обычаев».

Роман содержит 8 глав, каждая из которых раскрывает образы героев, их внутренний мир и характеры, вокруг которых развиваются все сюжетные линии: Евгений Онегин, Татьяна Ларина и Владимир Ленский. В романе две сюжетные линии: Онегин и Татьяна и Онегин и Ленский.

В лице Онегина, Ленского и Татьяны, по мнению Белинского, Пушкин изобразил русское общество в одном из фазисов егообразования, его развития.

Белинский даёт характеристику этим героям.

Онегин – страдающий эгоист… Его можно назвать эгоистом поневоле, считает критик, в его эгоизме должно видеть то, что древние называли рок, судьба.

В Ленском Пушкин изобразил характер, совершенно противоположный характеру Онегина, считает Белинский, характер совершенно отвлеченный, совершенно чуждый действительности. Ленский был романтик и по натуре, и по духу времени. Но в то же время «он сердцем милый был невежда»:
вечно толкуя о жизни, никогда не знал ее.

Татьяна, по мнению Белинского, – существо исключительное, натура глубокая, любящая, страстная.
Любовь для нее могла быть или величайшим блаженством, или величайшим бедствием жизни, без всякой примирительной середины. При взаимности любовь такой женщины – ровное, светлое пламя; в противном случае – упорное пламя, которому сила воли, может быть, не позволит прорваться наружу, но которое тем разрушительнее и жгучее, чем больше оно сдавлено внутри.

Ключевым эпизодом в понимании характеров героев можно считать шестую главу романа. Этот эпизод является неким рубежом, переломом в сюжете романа «Евгений Онегин». Дуэль Онегина и Ленского – самый трагичный и самый загадочный эпизод романа.


Дуэль в романе («Евгений Онегин», 6 глава)

ДУЭЛЬ («Учтиво, с ясностью холодной /Звал друга Ленский на дуэль») – от франц. duel, от лат. duellum – поединок, бой с применением оружия, происходящий между двумя лицами по определенным правилам и имеющий целью восстановление чести одного из обиженных (оскорбленных) дуэлянтов. Дуэль – сословно-дворянский обычай, получивший распространение в России в ХVIII-ХIХ вв. [Онегинская энциклопедия: В 2 т. – М.: Русский путь 1999–2004.]

Дуэль – поединок, происходящий по определенным правилам парный бой, имеющий целью восстановление чести, снятие с обиженного позорного пятна, нанесенного оскорблением. Таким образом, роль дуэли социально-знаковая. Дуэль представляет собой определенную процедуру по восстановлению чести и не может быть понята вне самой специфики понятия «честь» в общей системе этики русского европеизированного послепетровского дворянского общества. Естественно, что с позиции, в принципе отвергавшей это понятие, дуэль теряла смысл, превращаясь в ритуализованное убийство. [Лотман Юрий михайлович. Роман А.С. Пушкина «Евгений Онегин»: Комментарий. Пособие для учителя.]

Встреча с Татьяной, знакомство с Ленским происходят у Онегина весной и летом 1820 года – ему уже 24 года и он относится к Ленскому чуть покровительственно, по-взрослому смотрит на его «юный жар и юный бред».

Причина дуэли может показаться читателю весьма нелепой – незначительная ссора между Онегиным и Ленским. Образ младшей Лариной также важен в романе для создания любовного треугольника: Онегин – Ольга – Ленский. Но треугольник этот является мнимым. Ольга видит в Евгении лишь жениха своей сестры, а Онегину Ольга совсем не симпатична. Однако именно невинное, необдуманное кокетство Ольги с Онегиным на балу кажется влюбленному Ленскому, юному романтику, изменой и предательством:


Кокетка, ветреный ребенок!

Уж хитрость ведает она,

Уж изменять научена! (Глава 10, строфа XLV)

Воображая себя героем романа, Владимир вызывает Онегина на дуэль, чтобы защитить свою честь и честь прекрасной дамы. Дуэль способствует более полному раскрытию характеров Онегина и Ленского. Оба героя понимают ошибочность принятого решения и горько сожалеют о содеянном, но избежать кровавого столкновения не оказывается возможным.

Читателю ясно, что случайная ссора – только повод для дуэли, но причина ее, причина гибели Ленского гораздо глубже.
В ссору Онегина и Ленского вступает сила, которую уже нельзя повернуть вспять. Это сила общественного мнения. Носитель этой силы ненавистен Пушкину. Он не пишет о нем ничего хорошего:

Зарецкий, некогда буян,

Картежной шайки атаман,

Глава повес, трибун трактирный,

Теперь же добрый и простой

Отец семейства холостой,

Надежный друг, помещик мирный

И даже честный человек:

Так исправляется наш век! (Глава 6, строфа IV)

Пушкин сознательно выбирает глаголы, соответствующие состоянию Онегина. Глаголы стоят в прошедшем времени, показывая читателю всю необратимость хода событий.

Сам говорит себе, что он:

Был должен показать себя

Не мячиком предрассуждений,

Не пылким мальчиком, бойцом,

Но мужем с честью и с умом. (Глава 6, строфа Х )

К тому ж – он мыслит - в это дело

Вмешался старый дуэлист;

Он зол, он сплетник, он речист…

Конечно, быть должно презренье

Ценой его забавных слов,

Но шепот, хохотня глупцов… (Глава 6, строфа XI)

Но Пушкин объясняет это со своей позиции:

И вот общественное мненье!

Пружина чести, наш кумир!

И вот на чем вертится мир! (Глава 6, строфа XI)

Онегин понимает ужас всего происходящего вокруг, умение остаться наедине со своей совестью, «на тайный суд себя призвав», и поступить так, как велит совесть, – это редкое умение. «Палачами» оказываются Пустяковы и Буяно, а против них Евгений выступать не смеет.

Онегин по-настоящему страдает. Его терзает эта ситуация, но…он принял вызов и дуэль-дело чести.

Ленский же, со своим юношеским задором, доволен, что вызов принят. Перед дуэлью Ленский отправляется в дом к Лариным, хотя до последнего не хотел видеть Ольгу. Она же (как обычно) была приветлива и ласкова:

Он видит: он еще любим;

Уж он, раскаяньем томим,

Готов просить у ней прощенья… (Глава 6, строфа XIV)

Вернувшись домой, Ленский пишет стихи, в отличии от Онегина, который мало того спит крепким сном, но и опаздывает на дуэль.

На дуэли Ленский убит…Убит не из-за мести Онегина, а из-за того, что Евгений, хоть и ненавидел общество, в котором должен был находиться, но пойти против этого общества и общественных «правил» он не может.

Онегин мстит Ленскому за то, что тот пригласил его на бал, где находился «сброд», который так ненавидел Евгений. Онегин в силу своего возраста воспринимает это как игру и дурачество. Но для Ленского это не так. Он романтик, возомнивший себя рыцарем. Для него то, что Онегин пригласил Ольгу на танец, считается изменой, как в отношении Ольги (любовная измена), так и в отношении Евгения (измена дружбе). За вызовом на дуэль следует ответ – согласие; видя, что Владимир начал поднимать пистолет, Евгений стреляет. Ленский убит.

Дуэль в романе – странная, однако эта странность отнюдь не исключает трагичности происходящего.

На дуэль Онегин привёз в качестве секунданта слугу-француза. Правила дуэли нарушены: поединки, как дела чести, могли состоятся ТОЛЬКО между людей с дворянским титулом. Следовательно, и секунданты обязаны быть благородного сословия.

Онегин намеренно нарушает правила. Таким образом он выказывает своё неуважение к отставному офицеру Зарецкому, секунданту Ленского, и открыто заявляет ему:

Я не предвижу возражений

На представление мое:

Хоть человек он неизвестный,

Но, уж конечно, малый честный (глава VI, строфа XXVII)


Важно заметить, что в этой же главе и строфе, Онегин называет слугу другом Вот он: мой друг, monsieur Guillot »), а вот Онегина и Ленского автор называет врагами («Враги стоят, потупя взор»)

Зарецкий же, чувствую в свой адрес оскорбления, пожелал их не замечать. Сам Онегин, нравственные качества секунданта не ценил.

Я.А. Гордин отмечает, что Онегин руководствуется теми же соображениями, которым следовал сам А.С. Пушкин романа в стихах: «Судя по тому, что знаем мы о дуэлях Пушкина, он достаточно презрительно относился к ритуальной стороне поединка. Об этом свидетельствует и последняя его дуэль, перед которой он предложил противной стороне самой выбрать ему секунданта – хоть лакея. И это не было плодом особых обстоятельств. Это было принципом, который он провозгласил еще в «Онегине», заставив его, светского человека и опытного поединщика, взять в секунданты именно слугу, и при этом высмеял дуэльного педанта Зарецкого. <…>

Для Пушкина в дуэли главным были суть и результат, а не обряды. Всматриваясь в бушевавшую вокруг дуэльную стихию, он ориентировался на русскую дуэль в ее типическом, а не ритуально-светском варианте…» [Гордин Я.А. Дуэли и дуэлянты. СПб., 2002. С. 31].

Зарецкий-интриган, который хочет «друзей поссорить молодых / И на барьер поставить их» (глава VI, строфа VI).

Участие Онегина в дуэли – вынужденное. Он ощущает свою вину за поведение в доме Лариных. Но страх оказаться трусом перед лицом тех, кого Евгений так ненавидит, делает дуэль неизбежной.

Онегин не желает мстить Ленскому. Его отношение к дуэли совсем не похоже на отношение Ленского.

Выполнил Котосонов Сергей 9 класс

Дуэль – происходящий по определенным правилам парный бой, имеющий целью восстановление чести, снятие с обиженного позорного пятна, нанесенного оскорблением. Дуэль происходила по строгим неписаным правилам. Защита корпоративной Защита человеческого чести достоинства Роль дуэли – социально-знаковая ИДЕЯ ДУЭЛИ Узкосословная Общечеловеческая

Столкновение или оскорбление, в результате которого какая-либо сторона считала себя оскорбленной и в качестве таковой требовала сатисфакции (удовлетворения). Вызов. С этого момента противники не должны были вступать ни в какие отношения: это брали на себя их секунданты. Выбор секундантов и обсуждение тяжести обиды. Выбор характера дуэли. Секундант направлял противнику письменный вызов – картель.

Участники: Онегин и Ленский. Причины дуэли: Легкомысленное поведение Онегина в доме Лариных и ухаживание за Ольгой – невестой Ленского: «Поклялся Ленского взбесить И уж порядком отомстить.» Секунданты: Зарецкий – со стороны Ленского, лакей Гильо – со стороны Онегина.

Ленский: Куда, куда вы удалились, Весны моей златые дни? Жуковский: О дней моих весна златая… Милонов: Как призрак легкий, улетели Златые дни весны моей. Кюхельбекер: Так лети ж, мечта златая, Увядай, моя весна! Пародируются штампы романтизма.

Онегин: испугался неблагоприятного общественного мнения. Ленский: полон романтического порыва. Зарецкий (секундант Ленского): -при передаче картеля игнорировал свою обязанность склонить противников к примирению; -не встречался с секундантом Онегина накануне, чтобы обсудить правила дуэли; -секундантом Онегина стал лакей, хотя они оба должны иметь дворянское звание; -не отменил дуэль, хотя Онегин значительно опоздал; - не оговорил в условиях дуэли остановку противников после первого выстрела. Пушкин: мог не «убивать» Ленского. Но это его прощание с романтизмом.

Константинов Ф.Д. Иллюстрация к 6-й главе «Евгения Онегина»

Точность, неторопливость, предметность, подробность описания. Повторы. Переносы. Сравнения, анафора. В.Г.Белинский: «Подробности дуэли Онегина с Ленским – верх совершенства в художественном отношении.»

Осуждение за страх нарушить светские условности. Трагическая ошибка: понятие светской чести для героя значительнее нравственного долга. Расплата – муки совести («убийца юного поэта», «убит приятельской рукой») Любовно-ироническое. Трагедия Ленского: жертвует жизнью за право сыграть роль романтического героя. Жертва нелепая, бессмысленная, по мнению автора.

Какая судьба реальнее? – не важно. Важно – не будет никакой! Приземленный А может быть и то: поэта Обыкновенный ждал удел… Возвышенный Быть может, он для блага мира Иль хоть для славы был рожден…

П.И.Чайковский: «Разве не глубоко драматична и не трогательна смерть богато одаренного юноши? Разве нет драматического положения в том, что скучающий столичный лев от мелочного раздражения, помимо воли, вследствие рокового стечения обстоятельств, отнимает жизнь у юноши, которого, в сущности, любит!»

Композиционная: кульминация сюжетной линии Онегин – Ленский и её развязка. Прощание Пушкина с романтизмом. Поворот в судьбе Онегина (начало перелома в его сознании). Введено новое второстепенное действующее лицо – Зарецкий.

Встреча с Татьяной, знакомство с Ленским происходят у Онегина весной и летом 1820 года — ему уже 24 года, он не мальчик, а взрослый мужчина, особенно по сравнению с восемнадцатилетним Ленским. Неудивительно потому, что он относится к Ленскому чуть покровительственно, по-взрослому смотрит на его "юный жар и юный бред".
Как же нелепа и — внешне, во всяком случае, — незначительна ссора Онегина и Ленского. И нам хочется верить: все еще обойдется, друзья помирятся, Ленский женится на своей Ольге... Однако дуэль состоится, кто-то из друзей погибнет. Но кто? Даже самому неискушенному читателю ясно: погибнет Ленский. Пушкин незаметно, исподволь подготовил нас к этой мысли.
Случайная ссора — только повод для дуэли, а причина ее, причина гибели Ленского гораздо глубже.
В ссору Онегина и Ленского вступает сила, которую уже нельзя повернуть вспять, — "общественного мнения". Носитель этой силы ненавистен Пушкину больше, чем Пустяков, Гвоздин, даже Флянов, — те только ничтожества, угнетатели, взяточники, шуты, а теперь перед нами — убийца, палач:

Зарецкий, некогда буян,
Картежной шайки атаман,
Глава повес, трибун трактирный,
Теперь же добрый и простой
Отец семейства холостой,
Надежный друг, помещик мирный
И даже честный человек:
Так исправляется наш век!

На таких людях, как Зарецкий, стоит мир Петушковых и Фляновых; он — опора и законодатель этого мира, охранитель его законов и свершитель приговоров. В каждом слове Пушкина о Зарецком звенит ненависть, и мы не можем не разделять ее.
Но Онегин! Он-то знает жизнь, он отлично все понимает. Сам говорит себе, что он

Был должен показать себя
Не мячиком предрассуждений,
Не пылким мальчиком, бойцом,
Но мужем с честью и с умом.

Пушкин подобрал глаголы, очень полно рисующие состояние Онегина: "обвинял себя", "был должен", "он мог бы", "он должен был обезоружить младое сердце..." Но почему все эти глаголы стоят в прошедшем времени? Ведь еще можно поехать к Ленскому, объясниться, забыть вражду — еще не поздно... Нет, поздно! Вот мысли Онегина:

В это дело
Вмешался старый дуэлист;
Он зол, он сплетник, он речист...
Конечно, быть должно презренье
Ценой его забавных слов,
Но шепот, хохотня глупцов...

Так думает Онегин. А Пушкин объясняет с болью и ненавистью:

И вот общественное мненье!
Пружина чести, наш кумир!
И вот на чем вертится мир!

Пушкин не любит нагромождения восклицательных знаков, но здесь он венчает ими подряд три строки: вся его мука, все негодование — в этих трех восклицательных знаках подряд. Вот что руководит людьми: шепот, хохотня глупцов — от этого зависит жизнь человека! Ужасно жить в мире, который вертится на злой болтовне...
"Наедине с своей душой" Онегин все понимал. Но в том-то и беда, что умение остаться наедине со своей совестью, "на тайный суд себя призвав", и поступить так, как велит совесть, — это редкое умение. Для него нужно мужество, которого нет у Евгения. Судьями оказываются Пустяковы и Буяновы с их низкой моралью, выступить против которой Онегин не смеет.
Ленский же доволен тем, что его вызов принят. Сначала он не хотел видеть кокетку Ольгу, но потом не выдержал и отправился к Лариным. Ольга встретила его упреками, была с ним ласкова, как всегда.

Он видит: он еще любим;
Уж он, раскаяньем томим,
Готов просить у ней прощенья...

Уезжая, он с тоской смотрит на Ольгу, но ничего не говорит ей. Дома он всю ночь пишет стихи, в отличие от Онегина, который спокойно спит и даже опаздывает на дуэль.
- "Привычка всех считать нулями, а единицами — себя" рано или поздно должна была привести к разрыву. Онегин вынужден убить Ленского. Презирая свет, он все-таки дорожит его мнением, боясь насмешек и упреков в трусости. Из-за ложного чувства чести он губит невинную душу. Кто знает, как сложилась бы судьба Ленского, если б он остался жив... Возможно, он стал бы декабристом, а может быть, и просто обывателем. Белинский, анализируя роман, считал, что Ленского ждал второй вариант.
Казалось бы, что случилось — небольшая месть Онегина за то, что Ленский пригласил его на бал, куда съехалась вся округа, "сброд", который Онегин ненавидел. Для Онегина это всего лишь игра — но не для Ленского. Его розовые, романтические мечты рухнули — для него это измена (хотя это вовсе, конечно, и не измена — ни для Ольги, ни для Онегина). И единственным выходом из этого положения Ленский видит дуэль.
В тот момент, когда Онегин получил вызов, почему он не смог отговорить Ленского от дуэли, выяснить все мирным путем, объясниться? Ему помешало пресловутое общественное мнение. Да, оно имело вес и здесь, в деревне. И оно было для Онегина сильнее его дружбы. Ленский убит. Может быть, как ни страшно это звучит, это был лучший выход для него, он был не подготовлен для этой жизни.
И вот "любовь" Ольги — она поплакала, погоревала, вышла замуж за военного и уехала с ним. Другое дело Татьяна — нет, она не разлюбила Онегина, просто после случившегося ее чувства стали еще сложнее — в Онегине она "должна... ненавидеть убийцу брата своего". Должна, но не может. И после посещения кабинета Онегина она начинает все больше понимать истинную сущность Евгения — перед ней открывается Онегин настоящий. Однако Татьяна уже не может, разлюбить его и, вероятно, не сможет никогда. Ленского похоронили недалеко от селения.


Роман А.С. Пушкина "Евгений Онегин" – это большой вклад в русскую литературу. Поэт писал его 7 лет, начиная с 1823 года. В произведении существует множество ярких описаний природы, авторских размышлений, различных эпизодов.

Одним из самых важных событий в романе является дуэль Ленского и Онегина. Она произошла по причине того, что Евгений, обиженный и разозленный на Владимира, стал заигрывать с Ольгой. Ответом на такой поступок стал вызов на дуэль. Онегин, не понимая серьёзных чувств и намерений своего друга, поступил так, чтобы вызвать его ревность, а тем самым позабавить себя.

Владимир Ленский – молодой романтичный поэт, горящий чувствами, очень ярко и живо воспринимающий мир. Именно поэтому шутка Онегина не могла пройти для него бесследно - взволнованный и разъярённый он совершает действие, которое ставит под угрозу его жизнь.

Наши эксперты могут проверить Ваше сочинение по критериям ЕГЭ

Эксперты сайта Критика24.ру
Учителя ведущих школ и действующие эксперты Министерства просвещения Российской Федерации.


Мне кажется, что настоящая дружба не допустила бы такого исхода событий. Недаром А.С. Пушкин указывает:

Так люди (первый каюсь я)

От делать нечего друзья. Евгений, давно утративший все чувства, поступил эгоистично, не думая о переживаниях Ленского. Однако, главный герой, получив послание, в котором Владимир вызывает его на дуэль, понимает, что жестоко поступил со своим другом:

И поделом: в разборе строгом

На тайный суд себя призвав,

Он обвинял себя во многом.

Онегин обдумывает примирение с Ленским, но его останавливает боязнь общественного мнения. Его волнует "шепот, хохотня глупцов"... Он мечется: что ему дороже - друг или мнение общества? И он делает свой выбор, итогом которого стало убийство поэта.

Я думаю, что Онегину стоило отменить дуэль, примириться с другом, даже если тот на него обозлён. Евгений, зависящий от мнения окружающих, сам себя заковал в цепи - он не может освободиться и сделать то, что говорит совесть.

Приехав на дуэль, друзья, которые стали врагами в один миг, не примиряются друг с другом. Выстрел, убийство, смерть Ленского – все происходит очень быстро и неожиданно. Онегин, сам, вероятно, не ожидавший такого исхода, подбегает к своему другу, понимая, как подло поступил. В герое снова пробуждается совесть, которая мучает его. Он ещё не может опомниться, ведь миг назад перед ним стоял живой Ленский, а теперь - лишь оледенелый труп. Так заканчивается жизнь молодого поэта, полного амбиций и мечт.

Этот эпизод в романе меняет поворот событий в жизнях многих героев. Онегин уезжает из деревни, надеясь забыть произошедшее, Ольга выходит замуж и тоже покидает родные края, Татьяна остаётся в глуши почти одна и в дальнейшем также отправляется в Москву.

"Евгений Онегин" А.С. Пушкина раскрывает нам душевные качества людей, обнажая их достоинства и пороки. Я думаю, людям стоит извлекать уроки из таких примеров классики и, увидев себя в героях романа, исправить свои душевные изъяны.

Обновлено: 2018-03-21

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.