"...На краю дороги стоял дуб. Он был, вероятно, в десять раз старше берез, составлявших лес, в десять раз толще и в два раза выше каждой березы. Это был огромный, в два обхвата дуб, с обломанными суками и корой, заросшей старыми болячками. С огромными, неуклюже, несимметрично растопыренными корявыми руками и пальцами, он старым, сердитым и презрительным уродом стоял между улыбающимися березами. Только он один не хотел подчиниться обаянию весны и не хотел видеть ни весны, ни солнца.
Этот дуб как будто говорил: «Весна, и любовь, и счастье! И как не надоест вам все один и тот же глупый, бессмысленный обман! Все одно и то же, и все обман! Нет ни весны, ни солнца, ни счастья. Вон смотрите, сидят задавленные мертвые ели, всегда одинокие, и вон я растопырил свои обломанные, ободранные пальцы, выросшие из спины, из боков - где попало. Как выросли - так и стою, и не верю вашим надеждам и обманам».
Князь Андрей несколько раз оглянулся на этот дуб, проезжая по лесу. Цветы и трава были и под дубом, но он все так же, хмурый, неподвижный, уродливый и упорный, стоял посреди них.
«Да, он прав, тысячу раз прав этот дуб, - думал князь Андрей. - Пускай другие, молодые, вновь поддаются на этот обман, а мы знаем: наша жизнь кончена!» Целый ряд мыслей, безнадежных, но грустно-приятных, в связи с этим дубом возник в душе князя Андрея. Во время этого путешествия он как будто вновь обдумал всю свою жизнь и пришел к тому же успокоительному и безнадежному заключению, что ему начинать ничего было не надо, что он должен доживать свою жизнь, не делая зла, не тревожась и ничего не желая...
Уже было начало июня, когда князь Андрей, возвращаясь домой, въехал опять в ту березовую рощу, в которой этот старый, корявый дуб так странно и памятно поразил его. «Здесь, в этом лесу, был этот дуб, с которым мы были согласны. Да где он?» - подумал князь Андрей, глядя на левую сторону дороги. Сам того не зная, он любовался тем дубом, которого искал, но теперь не узнавал его.
Старый дуб, весь преображенный, раскинувшись шатром сочной, темной зелени, млел, чуть колыхаясь в лучах вечернего солнца. Ни корявых пальцев, ни болячек, ни старого горя и недоверия - ничего не было видно. Сквозь столетнюю жесткую кору пробивались без сучков сочные, молодые листья, так что верить нельзя было, что это старик произвел их. «Да это тот самый дуб», - подумал князь Андрей, и на него вдруг нашло беспричинное весеннее чувство радости и обновления. Все лучшие минуты его жизни вдруг в одно и то же время вспомнились ему. И Аустерлиц с высоким небом, и Пьер на пароме, и девочка, взволнованная красотою ночи, и эта ночь, и луна - все это вдруг вспомнилось ему.
«Нет, жизнь не кончена в тридцать один год, - вдруг окончательно и бесповоротно решил князь Андрей. - Мало того, что я знаю все то, что есть во мне, надо, чтобы и все знали это: и Пьер, и эта девочка, которая хотела улететь в небо. Надо, чтобы не для одного меня шла моя жизнь, чтобы на всех она отражалась и чтобы все они жили со мной вместе».
Настроение: нет
Музыка: СТВ-радио
Лев Николаевич Толстой в своем произведении «Война и мир» показал, как меняется мировоззрение Андрея Болконского, главного героя романа-эпопеи. Для полного раскрытия образа важен эпизод «Болконский и дуб».
Момент встречи
Когда Андрей Болконский едет в имение Отрадное, он видит старый дуб. Встреча Андрея Болконского и дуба происходит в тяжелые моменты жизни главного героя: разочаровавшись в Наполеоне, в войне и в себе самом, он не видит смысла своего существования. Внутренний монолог, который произносит князь Андрей, позволяет герою задуматься над собственной жизнью и изменить свои взгляды на нее.
Описание дуба
Князь Андрей видел перед собой огромный, в два обхвата дуб. Однако суки и кора его были обломаны, потому что дерево было довольно старым. На коре были «старые болячки».
Дуб в романе олицетворяется: как человек, дерево имеет пальцы и руки, которые были «огромными», «неуклюже, несимметрично растопыренными», «корявыми».
Дуб стоял на краю дороги, что подчеркивает его одиночество. Он один был «старым, сердитым и презрительным уродом» среди «улыбающихся» берез. Несмотря на то что под дубом были цветы и трава, он все равно стоял «хмурясь, неподвижно, уродливо и упорно».
Только дуб, который видел Андрей Болконский, не хотел «подчиняться обаянию весны». Он не видел ни эту весну, ни солнце. Дуб будто бы говорил, что все это - «глупый бессмысленный обман» и что он не верит этим надеждам и обманам.
Однако при следующей встрече князя Андрея с этим же дубом он был без корявых пальцев и без болячек. Наоборот, через кору пробивались «сочные, молодые листья». В нем не было видно «старого горя и недоверия».
Психологический параллелизм
Дуб в романе «Война и мир» является символом. Л. Н. Толстой с помощью этого образа передал внутренние переживания Андрея Болконского, его состояние на определенный момент. Сравнивая героя с природой, писатель показал то, что чувствовал и переживал персонаж.
Данный эпизод является лирическим отступлением, позволяющим остановить действие в романе. Для Л. Н. Толстого было важным показать те переживания, которые испытывал князь Андрей в момент душевного кризиса. Разговор с дубом помогает читателю облегчить восприятие того, что происходит в душе Андрея Болконского.
Именно судьба старого дуба сравнима с жизнью Андрея Болконского. Жизнь для него кончена - так думал главный герой. Для него «весна, и любовь, и счастье» – «глупый и бессмысленный обман».
Душа героя была, как кора дерева, покрыта «старыми болячками».
Жизнь князя Андрея не сулила ему счастья. Поэтому он приходит к «успокоительному и безнадежному» выводу: «Пускай молодые вновь поддаются на этот обман, а мы знаем жизнь, – наша жизнь кончена!
». Центральный персонаж понимает, что он обязан быть похожим на дуб: он «должен доживать свою жизнь, не делая зла, не тревожась и ничего не желая».
Однако Л. Н. Толстой показал, что герой был неправ в своих убеждениях, что жизнь его продолжается, несмотря на все трудности и жизненные невзгоды. Писатель, как и при первой встрече с дубом, показывает состояние князя Андрея через его описание: он «весь преображенный, раскинувшись шатром сочной, темной зелени». Андрей Болконский, как дуб, раскрывает себя для радостной и счастливой жизни. Он осознает, что жизнь его не кончена.
Л.Н.Толстой "Война и мир" Встреча князя Андрея Болконского с дубом
"...На
краю дороги стоял дуб. Он был, вероятно, в десять раз старше берез,
составлявших лес, в десять раз толще и в два раза выше каждой березы. Это был
огромный, в два обхвата дуб, с обломанными суками и корой, заросшей старыми
болячками. С огромными, неуклюже, несимметрично растопыренными корявыми руками
и пальцами, он старым, сердитым и презрительным уродом стоял между улыбающимися
березами. Только он один не хотел подчиниться обаянию весны и не хотел видеть
ни весны, ни солнца.
Этот
дуб как будто говорил: «Весна, и любовь, и счастье! И как не надоест вам все
один и тот же глупый, бессмысленный обман! Все одно и то же, и все обман! Нет
ни весны, ни солнца, ни счастья. Вон смотрите, сидят задавленные мертвые ели,
всегда одинокие, и вон я растопырил свои обломанные, ободранные пальцы,
выросшие из спины, из боков - где попало. Как выросли - так и стою, и не верю
вашим надеждам и обманам».
Князь
Андрей несколько раз оглянулся на этот дуб, проезжая по лесу. Цветы и трава
были и под дубом, но он все так же, хмурый, неподвижный, уродливый и упорный,
стоял посреди них.
«Да, он
прав, тысячу раз прав этот дуб, - думал князь Андрей. - Пускай другие, молодые,
вновь поддаются на этот обман, а мы знаем: наша жизнь кончена!» Целый ряд
мыслей, безнадежных, но грустно-приятных, в связи с этим дубом возник в душе
князя Андрея. Во время этого путешествия он как будто вновь обдумал всю свою
жизнь и пришел к тому же успокоительному и безнадежному заключению, что ему
начинать ничего было не надо, что он должен доживать свою жизнь, не делая зла,
не тревожась и ничего не желая...
Уже
было начало июня, когда князь Андрей, возвращаясь домой, въехал опять в ту
березовую рощу, в которой этот старый, корявый дуб так странно и памятно
поразил его. «Здесь, в этом лесу, был этот дуб, с которым мы были согласны. Да
где он?» - подумал князь Андрей, глядя на левую сторону дороги. Сам того не
зная, он любовался тем дубом, которого искал, но теперь не узнавал его.
Старый
дуб, весь преображенный, раскинувшись шатром сочной, темной зелени, млел, чуть
колыхаясь в лучах вечернего солнца. Ни корявых пальцев, ни болячек, ни старого
горя и недоверия - ничего не было видно. Сквозь столетнюю жесткую кору
пробивались без сучков сочные, молодые листья, так что верить нельзя было, что
это старик произвел их. «Да это тот самый дуб», - подумал князь Андрей, и на
него вдруг нашло беспричинное весеннее чувство радости и обновления. Все лучшие
минуты его жизни вдруг в одно и то же время вспомнились ему. И Аустерлиц с
высоким небом, и Пьер на пароме, и девочка, взволнованная красотою ночи, и эта
ночь, и луна - все это вдруг вспомнилось ему.
«Нет,
жизнь не кончена в тридцать один год, - вдруг окончательно и бесповоротно решил
князь Андрей. - Мало того, что я знаю все то, что есть во мне, надо, чтобы и
все знали это: и Пьер, и эта девочка, которая хотела улететь в небо. Надо,
чтобы не для одного меня шла моя жизнь, чтобы на всех она отражалась и чтобы
все они жили со мной вместе»
На краю дороги стоял дуб. Вероятно, в десять раз старше берез, составлявших лес, он был в десять раз толще, и в два раза выше каждой березы. Это был огромный, в два обхвата дуб, с обломанными, давно, видно, суками и с обломанной корой, заросшей старыми болячками. С огромными своими неуклюже, несимметрично растопыренными корявыми руками и пальцами, он старым, сердитым и презрительным уродом стоял между улыбающимися березами. Только он один не хотел подчиняться обаянию весны и не хотел видеть ни весны, ни солнца.
«Весна, и любовь, и счастие! - как будто говорил этот дуб. - И как не надоест вам все один и тот же глупый бессмысленный обман! Все одно и то же, и все обман! Нет ни весны, ни солнца, ни счастья. Вон смотрите, сидят задавленные мертвые ели, всегда одинакие, и вон и я растопырил свои обломанные, ободранные пальцы, где ни выросли они - из спины, из боков. Как выросли - так и стою, и не верю вашим надеждам и обманам».
Князь Андрей несколько раз оглянулся на этот дуб, проезжая по лесу, как будто он чего-то ждал от него. Цветы и трава были и под дубом, но он все так же, хмурясь, неподвижно, уродливо и упорно, стоял посреди их.
«Да, он прав, тысячу раз прав этот дуб, - думал князь Андрей, - пускай другие, молодые, вновь поддаются на этот обман, а мы знаем жизнь, - наша жизнь кончена!» Целый новый ряд мыслей безнадежных, но грустно-приятных в связи с этим дубом возник в душе князя Андрея. Во время этого путешествия он как будто вновь обдумал всю свою жизнь и пришел к тому же прежнему, успокоительному и безнадежному, заключению, что ему начинать ничего было не надо, что он должен доживать свою жизнь, не делая зла, не тревожась и ничего не желая.
On the side of the road stood an oak . Probably ten times as old birches that formed the forest, he was ten times as thick and twice as each birch. It was a huge , two girth oak, with broken long ago , it is clear and females with broken bark overgrown old sores . With its huge clumsy asymmetrically splayed gnarled hands and fingers , he was old , angry and scornful monster stood between the smiling birches . Only he did not want to obey the charm of spring and did not want to see no spring, no sun.
"Spring , love and happiness ! - As if to say that oak . - And it does not bother you all the same stupid meaningless hype! All the same , and all the hype ! There is no spring , no sun, no happiness. Vaughn see , sit crushed dead spruce, always the same , and there I spread out my broken off , skinned fingers , where neither they grew - from the back , from the sides. As grown - so I stand , and I do not believe your hopes and deceptions . "
Prince Andrew looked several times at this oak , passing through the woods, as if he were waiting for something from him. Flowers and grass were under an oak tree , but he was still frowning , still, ugly and hard , stood among them .
"Yes, he"s right, a thousand times right this oak - thought Prince Andrew - let other young again lend themselves to this deception , and we know life - our life is over !" A whole new range of bad thoughts , but sadly - pleasing in connection with the oak originated in the soul of Prince Andrew . During this journey he seemed once again thought about all his life and came to the same still , soothing and hopelessness , the conclusion that it was nothing to start it is not necessary that he should live out their lives without doing evil, not worrying and wanting nothing .